Со своим нежным голосом, она стала родоначальницей современной курдской песни и музыки. В определенные времена прошлого столетия под запретом был сам курдский язык. Но отсталость общества особенно проявлялась в запрете женского песнопения, объявленного безнравственным. И, все же, курдские песни продолжали звучать на родном языке. Ее борьба в искусстве была подобна борьбе с оружием в руках, а образ сильной личности, который она демонстрировала своему народу, стал символом пронесенной через века курдской культуры.
Айша Шан – одна из ведущих и известнейших исполнителей в истории курдской песни. Своим прекрасным исполнением она заставляла слушателей полностью погрузиться в музыку и испытать чудесные мгновения.
Ее песни — с покоем в душе и голосе — были особенными. Ведь она не получила никакого специального образования, но, имея совершенно неповторимую манеру исполнения, она заняла свое, достойное, место. Айша Шан пела на разных языках: курдском, фарси и арабском.
Айша Шан родилась в 1938 году в городе Амаде в северном Курдистане. По происхождению семья была из Арзерума, состояла из шести человек: родителей, трех девочек и мальчика. Айша была старшей дочерью. Отца звали Осман Али Шан, а маму – Алиф Хан. Будучи на фронтах второй мировой войны, отец заболел и умер. Тогда Айша была еще маленькой, и, когда бои между Россией и Турцией приблизились к ним, семья покинула город, потеряв многих своих членов.
Начальное образование Айша Шан получила в бедной семье, жившей в деревне Арабдаше, которая расположилась внутри древней крепости города Амад.
Детство ее прошло под влиянием песен, исполнявшихся в их доме. Особенно –отца, которых он знал очень много.
Айша Шан видела, что голос ее привлекает внимание людей, и, благодаря этому, росла ее уверенность в себе. Она старалась принимать участие во всех праздниках. Однако, семья, жившая ортодоксально и имевшая глубоко отсталые взгляды, стала препятствием на пути девушки. Но, несмотря на это, Айша Шан уже в 15 лет выпустила свою первую кассету втайне от родных. Так она родилась как певица, и ее популярность начала расти.
Это стало ее несчастьем, так как семья поспешила избавится от «позора», выдав Айшан замуж за пожилого, уже женатого ранее, человека с большим количеством детей. После рождения дочки, Айша сбежала с ней из дома в Амад.
После побега Айша Шан бывает во многих больших городах северного Курдистана и Турции. Знакомится с известными певцами, особенно, в городе Дилоке. Везде она много выступает.
В Дилоке Айшан узнает о новых для себя музыкальных инструментах. В их сопровождении она исполняет в основном песни на турецком языке. Ее имя становится известным. Через какое-то время Айша Шан начинает петь на курдском. Это негативно сказывается на ее жизни, так как в Турции существовал запрет на курдский язык и песни. А через два года работы на радио, умирает ее дочка. Это стало большой трагедией для певицы, и в 1961 году она покидает Дилок. Теперь она едет в Стамбул.
С новыми силами Айша Шан начинает петь на родном языке. В 1961 году в Стамбуле прозвучала ее первая песня под названием «Ez xazal im».
Однажды, исполняя песню на курдском, певица получила удар ножом от турецкого охранника. Это заставило ее покинуть Стамбул. После выздоровления, в 1972 году, она едет в Германию. Там и в других городах Европы Айша Шан много гастролирует. Остаться надолго не получается, и она вновь возвращается в Стамбул.
По приглашению друзей Айша Шан приезжает в город Мосул в Ираке. Здесь она общается с известнейшими певцами Мухаммадом Ареф Джязрауи, Иса Беруари и другими. Позже певица едет на курдское радио в Багдаде. Ее приезд стал сюрпризом для служащих, они были приятно удивлены. Дальнейшие ее выступления в эфире сыграли огромную роль в популяризации курдского радио.
Последнее выступление Айша Шан состоялось в Измире, оно было организовано Центром курдской культуры и творчества. Потом она заболевает и 18 декабря 1996 года умирает в больнице Измира. Здесь же она и была захоронена.
В двадцать первую годовщину смерти певицы корреспонденты агентства «Курдистан сегодня» встретились с поэтом и исследователем курдской культуры Салехом Хейдо. Считая уход Айша Шан большой потерей, он сказал: « Вспоминая такого человека и личность, как Айша Шан, мы обязаны сохранять память о ее борьбе и творчестве, знакомить с ее песнями следующие поколения. Слушая любую курдскую народную песню, вспоминается и ее чистый голос. У курдского народа есть много таких символов культуры, как Айша Шан. Она разрушила все преграды, которые ставили ей в жизни отсталость общества и отжившие традиции».
источник: kurdistan.today