Бериван Хежар: из иранской тюрьмы – в ряды партизан

Бериван Хежар – партизан в Отрядах самообороны Восточного Курдистана (ОВК). Она родом из патриотической семьи из города Мако. Закончила десятилетку. За это время она испытала притеснение женщин со стороны режима и репрессии против курдского населения. Затем Бериван начала искать возможности присоединиться к сопротивлению. С партизанами она познакомилась в юном возрасте. На нее произвели впечатление сражающиеся мужчины и женщины, и она решила к ним присоединиться.

В это время в Мако произошло впечатляющее нападение на полицейский участок. Ронахи Дениз, член Партии свободной жизни в Курдистане (ПСЖК), была убита. Это событие сильно повлияло на Бериван, и она решила отправиться в горы и нашла там партизанский отряд. С ними она пробыла три месяца и была отправлена ​​в район Келареш. Бойцы Революционной гвардии (пасдаран) атаковали эту позицию, и Бериван была захвачена вместе  с двумя другими партизанами.

Дух сопротивления против пыток

Бериван вспоминает те времена: «Когда мы попали в руки врага, мы все еще были в гражданской одежде. На нас напал члены пасдарана. Нас пытали арестовавшие нас люди. Нас спрашивали, почему мы присоединились к партизанам, продолжая пытать. Психологическое давление на нас было огромным».

Бериван Хежар продолжает: «Я только что присоединилась к партизанам и была очень молода. Но все же я не дала врагу никаких ответов. Потому что мои товарищи были убиты рядом со мной,  это вызвало во мне большой гнев против иранского фашизма. Я чувствовала сильную связь с партизанами и брала пример с Ширин Элемхули. Я знала, как она сопротивлялась самым жестоким пыткам. Это дало мне большую силу. Я сказала себе: «Если она сопротивляется и все это терпит, то и я могу. И что бы ни случилось, я никогда не сдамся врагу».

Через шесть месяцев ее семья была уведомлена

Затем Бериван была доставлена в женскую тюрьму Нисвана под Урмией и содержалась там в камере вместе с другими политическими заключенными. В тюрьме пытки продолжились. Бериван вспоминает: «Перед допросом меня связали по рукам и ногам. Я не знала, куда меня привезли. Они пытали молодую девушку рядом со мной так сильно, что она закричала: «Хватит бить, перестаньте меня пытать». Ее силы не было достаточно для борьбы против фашизма. Затем они потащили меня туда, где была молодая женщина, и сказали мучителю: «Узнайте, как женщины уходят в горы, как они идут, заставьте ее говорить». Командир пасдаран продолжал избивать меня. Я отвечала ему: «Я пошла в горы из-за ваших пыток и репрессий. Я имею право защищать свою страну и свой народ». Естественно, они воспользовались этим как возможностью для дальнейших пыток. Они схватили меня за волосы и вертели из стороны в сторону. В Иране политзаключенных подвергают очень жестоким пыткам: постоянные изнасилования, поражение электрическим током, вода под давлением и тому подобное. В течение шести месяцев моя семья ничего не слышала обо мне».

Возвращение в горы после освобождения из тюрьмы

Через шесть месяцев Бериван предстала перед иранским судом и должна была быть приговорена к смертной казни. Из-за ее юного возраста приговор не мог быть применен, и она была передана в суд по делам несовершеннолетних. Там ее приговорили к двум годам лишения свободы. Опыт, полученный в иранской тюрьме, оказал большое влияние на Бериван. Сразу после освобождения она решила отправиться в горы.

Она рассказывает: «Мне было очень тяжело находиться в руках врага. Я была нетерпеливой и хотела отомстить за павших. Сразу после освобождения я решила отправиться в горы и отомстить за павших товарищей. Поэтому я  навсегда останусь связанной с этой жизнью и продолжу изучать философию лидера Апо.

«Молодежь должна присоединиться к борьбе»

Бериван обращается к молодежи Мако: «Партизанская жизнь идеальна для меня. Я счастлива, что присоединилась к партизанам. Здесь мы постоянно учимся. Я не преклоняюсь перед патриархальными семейными ценностями или системой. Я призываю всех молодых людей в Рожхилате (Восточный Курдистан) и Мако  не совершать самоубийств от безнадежности, а принять активное участие в жизни. Я обращаюсь ко всем женщинам моего племени: «Вы не должны соглашаться с рабскими условиями жизни!» Женщины должны отстаивать свои феминистские взгляды и придерживаться философии лидера Апо. Только так они могут приблизиться к свободе».