На фоне войн, катастроф и пандемии ежедневная борьба каждой женщины, невидимая и недооцененная, оказывается причиной выживания детей, мужчин, семей и народов. Так было во время и Великой отечественной войны, и голодомора в Украине, когда матери рисковали своими жизнями, чтобы собрать немного пшеничных зерен и спасти детей и воевавших между собой мужчин. Так выживали поколения, так сохранялась цивилизация.
Многие женщины в Сирии сами пекут хлеб и делают это не только потому, что свежий хлеб вкуснее, а еще и потому, что он дешевле. Особенно важно умение прокормить семью в условиях войны, когда многие люди остаются без крова на долгие десятилетия.
Садие Раджеб аль-Ахмед 36 лет. Она беженка из города Альбокемаль и уже полтора года живет в предполагаемой столице так называемого «Исламского государства» (организация запрещена в России. – Прим. ред.) – Ракке. Садие – мать шестерых детей. Поскольку Садие и ее муж –
родственники, ее четверо детей инвалиды. Кровосмесительные браки далеко не редкость даже сейчас, в 21 веке. Девочек выдают замуж фактически детьми, и, разумеется, не позволяют выбирать будущего супруга.
Садие зарабатывает на жизнь выпечкой тандырного хлеба. Сложно это – печь хлеб, когда нет ни печи, ни огня, ни крыши над головой. Но Садие, как и многие женщины, находят выход из самых трудных ситуаций.
Каждое утро Садие начинает со свежего запаха выпечки. С круассана начинают утро в лучших домах Парижа. А в Ракке предпочитают дегустировать тандырный хлеб, испеченный заботливой мамой, сидящей во дворе на корточках возле горячего камня – своеобразной печи.
Садие покупает в магазине все необходимое: муку, сахар, масло. Потом делает тесто и до полудня выпекает хлеб для всей округи. Каждый день она использует по 25-30 кг муки. За каждый пакет хлеба она получает 50 сирийских лир (1 доллар равен 1 250 сирийским лирам). Получается дешевле, чем на рынке, чему местные очень рады.
Сначала она не верила, что приготовление хлеба может быть источником средств к существованию. Её мать часто говорила, что ей необходимо выучиться готовить хлеб. Сейчас Садие не жалеет о том, что послушала мать: «Эта работа очень помогла мне, когда мы стали беженцами. Выпекая хлеб, я могу содержать себя и своих детей. Несмотря на то, что я провожу большую часть своего времени, работая, у меня есть все необходимое, – говорит Садие. – Я не опускаю рук! Мне помогает моя семнадцатилетняя дочь».