Лекция женсовета Сирии «Женщины в СМИ»

Лекцию прочитали сопредседатель Союза свободных СМИ Афин Юсеф и ведущий программы на телеканале «Ронахи» Зиюр Шейхо. Встречу посетило множество журналистов, члены Женского совета Сирии, а также представительницы гражданских ассоциаций и различных политических партий.

Огромное внимание было уделено проблеме маргинализации роли женщин в средствах массовой информации на всех направлениях, примером чего можно назвать их использование сугубо в качестве инструмента привлечения аудитории за счёт назначения их на позиции дикторов и ведущих. Более того, подобного рода стереотипы и дискриминация бьют и по журналистам-мужчинам, поскольку из-за доминирующих в обществе традиционных представлений и стереотипов они также остаются по сути ограничены в выборе доступной им роли на медийном поприще.

Вопрос о положении женщин и об их подверженности дискриминации по гендерному признаку рассматривался сразу на двух уровнях: с одной стороны, проблема анализировалась на уровне всего общества в целом, с другой – лекторы рассмотрели практическое преломление данного феномена в медийном пространстве.

Во время дискуссии участники отметили, что эти особенности общественных взаимоотношений унаследованы от былых времён через традиции и привычки, укоренившиеся глубоко в общественном сознании и ставящие мужчин на первое место, одновременно с этим маргинализируя женщин во всех возможных сферах общественной деятельности. Был сделан особый акцент на том, что с самого начала стереотипы начали оказывать мощнейшее влияние на классовую структуру общества, его политическую жизнь, религиозную сферу, социальные отношения и даже на пространство журналистики и масс-медиа.

Зиюр Шейхо и Афин Юсеф заметили, что женщины играли ведущую роль в революционных процессах в северо-восточных районах Сирии с самого начала. Провозглашение Автономной администрации северо-восточной Сирии открыло перед ними дорогу к более активному вовлечению в деятельность в самых различных областях. Более того, на всех открывшихся для них направлениях они получили возможность играть ведущую роль.

Спикеры признали, что в отношениях между полами в обществе вплоть до настоящего момента сохраняются определённые недостатки. Было отмечено, однако, что ведётся совместная работа на основе принципа гендерного равенства для преодоления имеющихся трудностей и препятствий.

Лекторы говорили о месте, которое занимают женщины в современной системе средств массовой информации на территории сирийского северо-востока. Они пояснили, что голос женщин, населяющих регион, сегодня отчётливо раздаётся по всему миру. Женщины стали образцом, к которому стремятся все сообщества и социальные группы, некогда находившиеся в подавленном и подчинённом положении в социальной иерархии.

По завершении лекции журналист Зиюр Шейхо зачитал некоторые рекомендации ООН относительно нормализации ситуации с гендерным вопросом в пространстве СМИ. В частности, были озвучены следующие положения:

— Необходимо наладить координацию действий между медийными структурами и ассоциациями гражданского общества, в ходе которой был бы выработан этический кодекс для средств массовой информации. Подобным кодексом журналисты смогли бы руководствоваться в своей профессиональной деятельности, он помог бы им воспринять альтернативный образ женщины и мужчины взамен господствующих в обществе стереотипов.

— Необходимо на регулярной основе представлять оценку работ по преодолению гендерной дискриминации в печатных и вещательных СМИ посредством проведения различного рода форумов, лекций и конференций, в ходе которых бы затрагивался и вопрос влияния подобных мер на молодёжь.

— Необходимо заниматься подготовкой профессиональных журналистских кадров и их обучением корректному медийному сопровождению образа женщины в обществе.

— Необходимо проводить опросы общественного мнения относительно мер, принимаемых в контексте выправления дисбалансов и несоответствий в медийных образах мужчин и женщин.

— Необходимо создать Центр медиаисследований на уровне регионов, который бы изучал гендерные образы в различных средствах массовой информации и досуга, а также проводил подготовительные семинары.

Помимо этого, были упомянуты и выдержки из доклада Организации Объединённых Наций по равенству и эмансипации женщин, которые отмечают, что большинство женщин в современных СМИ выполняют развлекательную функцию, они предстают на экранах в сексуализированных образах, в то время как женщины, готовящие передачи и занимающиеся административной работой, остаются за кадром.

Существование данной проблемы признаётся различными региональными и международными организациями на протяжении многих десятилетий.

Так, например, в 2010 году ЮНЕСКО выработала целый комплекс индексов, демонстрирующих гендерную сегрегацию в СМИ. Данный перечень индексов должен был подтолкнуть медийные структуры к большому контролю за собой и более последовательному соблюдению критериев равенства полов в своей деятельности.

— В 2013 году Европейский парламент принял набор рекомендаций, составленных Европейским институтом гендерного равенства. Данные советы, в частности, предполагают стимулирование более широкого использования упомянутых индексов гендерной дискриминации в контексте участия женщин в процессах принятия решений и выработки политического курса.

— В ходе шестидесятого заседания комитета ООН по статусу женщин, проведённого в 2016 году, упомянутая структура дала старт новой инициативе во взаимодействии с крупным медиахолдингом. Данная инициатива была направлена на привлечение внимания к планам устойчивого развития на период до 2030 года, которые включают в себя в том числе и устранение всех форм социального неравенства.

— В 2016 году комитет ООН по статусу женщин выступил с проектом активизации работ по преодолению гендерной дискриминации, получивший название «Планета равенства 50-50 к 2030 году».

— Во время запуска проекта 70 государств из разных частей света обязались следовать утверждённому графику мер, направленных на обеспечение равного положения мужчин и женщин. В течение следующих двух лет к обозначенной инициативе примкнул ещё ряд стран, доведя совокупное количество её участников до 93.

— ООН подчёркивает, что предпринятые в рамках проекта меры вылились в ряд новых инициатив, но уже на местном и национальном уровнях (хотя о подобного рода действиях конкретно в области СМИ информации не имеется).

— Несмотря на всё это, женщины остаются в маргинальном положении в средствах массовой информации, их продолжает тяготить груз традиционных исторических стереотипов.

— Прогнозы на долгосрочную перспективу показывают, что в ближайшее время ожидать изменения подобного состояния дел не следует.

— Принимая во внимание текущие тенденции, достижение полного равенства в представлении образов мужчин и женщин будет оставаться нереалистичным ещё около 40 лет.

— Соглашение о наращивании усилий, направленных на обеспечение равенства полов в СМИ, привлекло к себе коалицию различных агентств со всего мира и из разных секторов. Все они обязались заняться преодолением гендерной дискриминации в своей работе.

— При подписании соглашения его сторонами стали 39 издательств. Несмотря на то что у каждого члена соглашения будет свой собственный план действий, сам факт его участия в этом договоре будет требовать от них выполнения определенного минимума шагов.

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/nAG0A

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *