В статьях этого выпуска рассказывается о том, как в течение столетия курды боролись за то, чтобы получить если не государственный статус, то хотя бы признание своих политических и культурных прав. Столетия, на протяжение которого они сталкивались с интересами стран, в которых проживали, – Ирака, Ирана, Сирии и Турции. Столетия, проведенного в борьбе, перемежавшейся войнами, предательством, расколами, расправами, а также надеждами, сопротивлением и победами.
14 июля 1923 года Лозаннский договор поставил под вопрос создание курдского государства, хотя таковое было обещано курдам еще Севрским договором, заключенным после Первой мировой войны (10 августа 1920 года).
Эта крупная неудача не помешала курдам попытаться добиться своего в последующие десятилетия.
С 1980-х годов курдский вопрос дважды проявлялся в двух основных конфликтах. Первый раз — в Ираке, где явился продолжением десятилетий чередования вооруженных репрессий и попыток мирного урегулирования.
Второй — в Турции, ознаменованный появлением нового действующего лица, решившего силой получить признание у Анкары: Рабочей партии Курдистана (РПК).
Автономность Иракского Курдистана, начало мирных переговоров между Анкарой и Рабочей партией Курдистана (РПК), а также опыт демократического коммунизма в северо-восточной Сирии открывали для курдов новые перспективы.
Но появление Исламского государства (ИГИЛ) и напряженность в отношениях между региональным правительством Курдистана и иракской властью вновь вернули в регион войну.
Среди авторов статей Акрам Белкайд, Сесиль Марин, Оливье Пиот, Эрик Руло, Клэр Пилиджян, Камуран Бедир-Хан, Томас Буа, Элизабет Пикард, Ян Пируз.