Несмотря на то, что Турция была первой страной, которая подписала Стамбульскую конвенцию, направленную против насилия в отношении женщин, эта конвенция никак не реализуется на практике в рамках страны. Напротив, есть все основания предполагать, что она будет аннулирована. В то же самое время значительно вырос уровень насилия в отношении женщин. В то время как провинившимся мужчинам всё чаще выносят оправдательные приговоры, число убийств женщин с каждым днём продолжает увеличиваться. «Власть совершенно открыто легитимизирует насилие в отношении женщин», – утверждает представительница Народного демократического конгресса (НДК) Идыл Угурлу.
Угурлу указывает на то, что правительство хочет выйти из Стамбульской конвенции, однако пока опасается предпринять этот шаг. «Именно поэтому утверждение закона номер 6284, связанного с защитой женщиной от насилия, задерживается под предлогом пандемии. ПСР всё больше обращает внимание на данный закон, видя в нём опасность для патриархального семейного уклада. Некоторые журналисты, близкие к власти, даже писали о «женском терроризме».
В этом контексте ПСР никогда не устаёт повторять, что Стамбульская конвенция не обязательна к выполнению. Угурлу предупреждает о том, что власти внимательно следят за ситуацией, по сути, так и не воплотив принятые решения в жизнь. Она напоминает, что всего лишь пару лет назад правительство, которое сегодня угрожает выйти из конвенции, высказывалось о ней одобрительно, подписав её. В то время ПСР была сильнее связана с ЕС, но за эти два года патриархальные настроения в партии усилились. Угурлу считает, что ПСР стремится подчинить общество единой модели, опирающейся на патриархальные ценности, предупреждая о том, что женщин собираются заставить жить по таким правилам, которые бы укладывались в рамки подобной системы.
Стамбульская конвенция – международная конституция женщин
Угурлу описывает Стамбульскую конвенцию как «международную женскую конституцию», которая противостоит всем формам насилия в отношении женщин. Она важна не только для турецкого общества и турецких женщин – данная конвенция представляет важность для всего мира. Именно поэтому она не должна быть такого рода соглашением, которое отдельные правительства могли бы аннулировать по собственной прихоти, предварительно подписав. «Потому что Стамбульская конвенция – это завоевание всех женщин, достигнутое благодаря огромным усилиям и жертвам в долгой и сложной борьбе».
Борьба женщин проходит в мировом масштабе
Режим ПСР-ПНД хочет и дальше продолжать легитимизировать свою патриархальную и диктаторскую идеологию при помощи новых законов, он рассматривает женскую борьбу как серьёзное препятствие на пути усиления фашизма. «Если Стамбульская конвенция начнёт применяться в жизни, женщины и ЛГБТ получат некоторую передышку, их положение, как и положение всего общества в целом, будет облегчено. Однако режим не хочет этого. Власть исходит из того, что, если им удастся закабалить женщин, то они смогут благодаря этому выстроить такую общественную структуру, какая является наиболее выгодной для них. Это самый настоящий апогей существующего уже пять тысяч лет патриархата. Но они должны понимать, что женскую борьбу не так легко остановить. Борьба женщин не знает границ, это не то движение, которое правительство сможет загнать в свои рамки. Борьба женщин проходит в мировом масштабе, она глобальна».
Женщины из Латинской Америки и Рожавы поддерживают друг друга
Угурлу рассказала о развитой системе женских структур, а также о набирающих обороты протестах, которые начались в Латинской Америки и достигли в итоге Ближнего Востока и конкретно Рожавы. «Эти женщины берут друг с друга пример и способствуют взаимоусилению. За политикой насилия и агрессии стоят государства, пытающиеся через женщин повлиять на общество в целом. Женские организации в своей борьбе против патриархального насилия должны это учитывать», – утверждает Угурлу.
Преследования тех, кто оказывает мощное сопротивление
Угурлу также упомянула продолжающиеся аресты и очередные тюремные сроки активисток в Турции и Северном Курдистане. Она отметила, что по мере роста сопротивления репрессии также усиливаются: «Любой, кто оказывает серьёзное сопротивление, кто находится на передовой борьбы и говорит «нет» диктатуре, становится целью для нападок. У тех, кто сейчас выступает против женского движения, на самом деле та же идеология, что и у ИГИЛовцев* (организация, запрещённая в РФ), которые во время нападения на Шенгал насиловали женщин и продавали их на рынках работорговцев, чтобы запугать других; эти люди пытаются сейчас поставить под вопрос Стамбульскую конвенцию и постоянно подвергают нападкам женские организации».
Доминирование через создание опасностей для женщин
Участившиеся случаи нападения представителей военных структур на женщин в Северном Курдистане тажке являются частью этой политики, – поясняет Угурлу, отмечая, что это один из способов обрести контроль над женским телом. Она сурово осуждает продолжающиеся дискуссии на тему возможного выхода из Стамбульской конвенции и обвиняет тех, кто ратует за это, в увеличении случаев насилия в отношении женщин. Число нападений на детей с целью изнасилования тоже увеличилось после того, как был принят закон, по которому преступники де-факто могут быть амнистированы. Согласно этому законопроекту, насильники, которые соглашаются взять в жёны свою несовершеннолетнюю жертву, освобождаются от ответственности. Угурлу утверждает, что абсолютно недопустимо вновь и вновь возвращаться к обсуждению данной темы.
Женщины продолжат и дальше выступать против режима, управляемого одним человеком
Угурлу ясно даёт понять: «При помощи такой политики ПСР хочет подавить всех несогласных, заставить их замолчать. Они хотят вернуть страну к религиозному фундаментализму с опорой на патриархат при помощи антидемократических практик, политических дискуссий, поощряющих и продвигающих насилие, а также при помощи предвзятой подачи новостей».
Угурлу заявила, что женщины и дальше продолжат давать этому отпор, несмотря на все трудности. Она рассказала, что НДК информирует всё общество, в первую очередь женщин, о законе 6284 при помощи брошюр и что женщины противодействуют политике и пропаганде властей, занимающихся подачей новостей в выгодном для них ключе. Она завершила свою речь словами: «Сегодня не день молчания, сегодня тот день, когда мы должны будем выйти в защиту своих прав».