Назвав арест курдской учительницы Зары Мохаммади в Иране политической мерой против курдской идентичности, АЖК призвала к борьбе с культурной оккупацией.
Комитет по образованию Ассоциации женщин Курдистана (АЖК) выпустил заявление, осуждающее арест Зары Мохаммади в Иране как незаконное и политическое решение, направленное против курдского языка, идентичности и существования народа. Курдская учительница и соучредительница культурной ассоциации «Нужин» была арестована неделю назад и приговорена к пятилетнему тюремному заключению в Сине (Санандадж).
В заявлении АЖК по поводу ареста 29-летней курдянки отмечается, что образование — это всеобщее право: «Учительница Зара Мохаммади является экспертом в своем родном языке. Ее арест за преподавание курдского языка показывает, что иранский режим не идет по пути демократизации и что народу Ирана отказывают в праве на образование на родном языке».
Комитет по образованию АЖК обратился, в частности, к курдским женщинам и молодежи с призывом продолжать борьбу за родной язык в Иране. Он отметил, что то же самое относится и к Турции, где правительство ПСР/ПНД пытается превратить молодежь в безмозглых роботов, которые больше ни в чем не сомневаются. В этом контексте АЖК сослалась на самоубийство студента-медика Энеса Кара, который больше не мог выносить ежедневную идеологическую обработку за исламский фундаментализм в общежитии.
«Фашистский режим ПСР хочет создать общество, враждебное всему коллективному и лишенное права на образование. Курды должны противостоять этой культурной оккупации и повышать осведомленность о модели демократической современности, выдвинутой Абдуллой Оджаланом», — заявили в АЖК.
Справочная информация: преподавание курдского языка как нарушение национальной безопасности
Зара Мохаммади имеет степень магистра в области геополитики и является соучредительницей и директором культурной ассоциации «Нужин», которая способствует гражданскому обществу и продвигает образовательные инициативы в Сине и окрестностях. В мае 2019 года она была арестована иранской революционной гвардией и переведена в тюрьму, находящуюся в ведении спецслужб. Ранее она преподавала курдский язык детям в деревнях в окрестностях Сине.
В июле 2020 года иранский революционный суд приговорил Зару Мохаммади к десяти годам тюремного заключения за «создание группы, направленной против национальной безопасности». После апелляции в феврале прошлого года первоначальный приговор был сокращен до пяти лет, и впоследствии Мохаммади была освобождена под залог. Но, несмотря на подробное обоснование апелляции, судьи Верховного суда отклонили просьбу о пересмотре приговора.
Многочисленные призывы к отмене приговора Мохаммади, включая инициативу более девяноста представителей интеллигенции из разных стран, под которой подписались американский лингвист Ноам Хомский, курдский социальный теоретик Аббас Вали и турецкий социолог Исмаил Бешикчи, и которая также призывает положить конец криминализации курдского и всех других неперсидских языков, также были проигнорированы иранским режимом и его судебной системой, как и призывы Amnesty International и ООН.