Быть женщиной, наверное, поистине нелёгкая доля. Если проследить эволюцию роли женщины в обществе, то можно изучить всю историю развития народа. Женщинам всегда отводилась иная роль, чем мужчинам. Издревле считалось, что в семье мужчина является главой. Я думаю, и в наше время этот постулат не должен утратить своё значение. Мужчина — глава семьи, потому что он сильнее во всех отношениях, потому что защитник и кормилец семьи. Этот ряд можно долго продолжать. Но если женщина не является главной, это не значит, что она не имеет никаких прав. Мудрая женщина — помощница и подруга супруга, который ценит её за мудрость. Семейные отношения — это сложный механизм, тем он сложнее, чем легкомысленнее к нему относятся два человека. Женщина не только хранительница домашнего очага, но и член общества. О судьбе и эволюции прав езидской женщины в обществе мне и хочется поговорить.
У каждого человека, в частности у женщины, есть множество социальных ролей: член семьи, определенного общества, гражданка, студентка или человек определённой профессии. В каждой жизненной сфере у женщины свои права и обязанности. Какую роль она занимает в семье, я писала выше. У езидов всегда так было принято — женщина за спиной мужчины, обычная патриархальная семья. Но из истории известно, что на Востоке езидская женщина не носила чадру, пользовалась свободами. Это говорит о том, что изначально езиды давали женщинам право самовыражения. Более того, из истории известны имена езидских женщин, которые возведены в ранг святых: Хатуна Фахра, Cити Зин, Сити Гуль, Сити Нафис, Сити Блхан, Сити Эс. Особо почитается Хатуна Фахра. Она сыграла огромную роль в становлении езидской общины и считается покровительницей беременных, детей и женщин.
Одной из самых влиятельных езидских женщин прошлого столетия была принцесса Мира Майян Хатун (1873-1957). Майян родилась в семье принца Мира Абди Бега. Она была супругой Мира Али Бега, матерью Мира Саид Бега. После смерти сына растила своего внука, нынешнего Мира всех езидов Тахсин Бега. Имея блестящий дипломатический дар, Майян- Хатун дважды удалось обыграть своих оппонентов и посадить на престол своего сына Саид Бега, а затем внука. Так как ее сын и внук вступали на престол в возрасте 12 лет, она становилась регентшей. Таким образом, Майян-Хатун была фактическим правителем езидов до самой смерти и пользовалась большим уважением среди всех езидов.
Всем известно, что езиды Армении, Грузии, Ирака, Турции и Сирии отличаются менталитетом, а поведение и воспитание езидок из разных стран, следовательно, тоже различаются. На постсоветском пространстве появились первые езидские женщины-ученые и артистки.
Первой езидской студенткой и первой женщиной-ученой среди езидов считается Алоева Люся Мамедовна (1928-2011). Она родилась в Тбилиси в семье рабочих. В 1967 году защитила диссертацию и стала доктором биологических наук. Люся Мамедовна всю жизнь посвятила науке. В 2003 году в Грузии была награждена Орденом Чести. Является автором 32 научных работ.
Первой в мире езидкой-этнографом стала Пашаева Ламара Борисовна, доктор исторических наук. Она родилась в 1940 году в Тбилиси. Ламара Борисовна получила много наград. Она была не только видным ученым, но и активным общественным деятелем.
Среди ученых также достойна внимания Юсупова Зара Алиевна. Она родилась в 1934 году в Тбилиси. Основным направлением ее научной деятельности являлось исследование курдского языка.
Нази Ширай — единственная известная артистка цирка среди езидов. Она родилась в 1926 году в Тбилиси. Будучи маленькой девочкой, она осталась круглой сиротой, и ее удочерили супруги Ширай. Нази Ширай является заслуженной артисткой Армянской ССР, в 2000 году была награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» второй степени.
Талоева Зинаида Адоевна родилась в 1946 году в Тбилиси. Она известная певица, первый диктор курдской редакции Грузинского радио, одна из основателей Курдского театра в Грузии.
Самая известная художница — Джафарова Басе Паяловна. Она родилась в 1943 году в Тбилиси. Ее картины хранятся в частных коллекциях во многих странах мира. В настоящее время в Грузии заявила о себе еще одна езидская художница — Ламара Миранги, чей талант не оставляет никого равнодушным.
Как видите, известных езидских женщин на постсоветском пространстве не так много. Первые образованные женщины среди езидов появились в двадцатом веке и большая часть из них родились в Тбилиси. И не случайно первыми образованными езидками стали жительницы Грузии. Как известно, езиды Грузии в отличие от езидов Армении менее консервативны и критичны к выбору женщины получить образование. Еще важно учитывать степень урбанизации езидского населения в Грузии и Армении. Если в Армении езиды в основном проживали в селах, то в Грузии — в самой столице. Естественно, место жительства и среда сыграли свою роль в формировании менталитета.
Примечательно, что среди езидских женщин, родившихся в Армении, много поэтесс. Все писательницы, творчество которых является популярным среди езидов, родились или живут в этой стране. Среди поэтесс старшего поколения особо можно выделить творчество Хайлазы Рашид и Хнары Таждин. Они пишут на родном языке. Также в Армении родилась популярная в Европе и России юная певица Диана Калашова.
Cейчас уже много езидок, как из Грузии, так из Армении, получают высшее образование. Езидок из России нельзя выделить в отдельную категорию, так как все они родом из Армении или Грузии, а различие в поведении и воспитании прослеживается и на российском жизненном пространстве. К самому факту получения женщинами образования в целом езидское общество стало относиться лояльно. В повседневной жизни приходится сталкиваться с различными обстоятельствами, когда грамотность и знания могут оказать хорошую услугу. Совершенно несправедлива позиция тех езидов, которые считают, что езидские парни должны получать образование, а девушки нет. Если так бы происходило, то в обществе возникла бы глубокая социальная расслоенность и проблема. Хотя, возможно, эта проблема, является причиной того, что некоторые езиды и езидки вступают в брак с представителями других народов, что запрещено в езидизме.
Езидская женщина всегда в тяжелые периоды истории была рядом с мужчинами на защите своего народа и родины. За последние два года в связи с геноцидом езидского народа в Ираке многие езидки ведут активную деятельность по спасению женщин из плена, по защите прав своего народа на международном уровне, а некоторые езидки взяли в руки оружие и воюют с террористами. Езидка Бериван Арин создала отряд «Силы женщин Эздихана» для защиты езидского региона Шангал.
Благодаря Виан Дахиль, депутату иракского парламента, а ныне министру по правам женщин, в первые дни геноцида было обращено внимание на трагедию езидов. Виан Дахиль присуждена премия имени Анны Политковской за правозащитную деятельность.
Среди активисток можно отметить деятельность Нарин Шаммо, лауреата премии Клары Цеткин. Нарин, будучи по образованию журналисткой, решила спасать из плена ДАИШ езидских женщин. Ей удалось спасти более 700 заложниц.
Еще одной активисткой, символом борьбы против «темных сил» стала Надия Мурад, которая сама подверглась насилию в плену террористов. Министерство по делам миграции Ирака выдвинуло езидку Надию Мурад на Нобелевскую премию мира за её важную роль в донесении до мировой общественности бедственного положения иракских женщин в целом, и езидок, особенно в районах, оккупированных террористической организацией ДАИШ.
О порядочности, смелости и верности традициям езидских женщин гласит история: Османский паша Рашид задумал уничтожить езидов в окрестностях Диарбакира и Сиирта, дабы взять в жены езидскую красавицу Ширин Анкоси, что противоречило езидским традициям и религии. От отчаяния девушка бросилась со скалы в реку. Свидетелями таких подвигов езидских женщин мы стали и в наше время. В 2014 году в горах Шангала в Ираке езидки бросались с гор в пропасть, чтобы не угодить в руки террористов ДАИШ.
Эволюция прав езидских женщин, можно сказать, состоит лишь в том, что женщины стали получать образование, стали просвещенными. И этот процесс имеет массовый характер, а так езидки всегда имели больше свободы и прав, чем их соседки.
Екатерина Амеян, обозреватель ÊzîdîPress