Организация быстрого реагирования на проблемы со свободой журналистики опубликовала свой первый полугодовой отчет за текущий год.
Организация Media Freedom Rapid Response (MFRR) – группа, отслеживающая факты нарушения свободы прессы в странах-членах Европейского Союза и странах-кандидатах, – опубликовала полугодовой отчет за 2022 год.
Исследование MFRR посвящено нескольким вопросам, включая рекомендации Европейской комиссии по безопасности сотрудников СМИ, проблему безопасности в Интернете, а также слежку за журналистами и случаи нарушения их прав.
Была проанализирована ситуация со свободой прессы в 10 странах: Турции, Германии, Франции, Сербии, Греции, Польше, Испании, Мальте, Бельгии и Нидерландах.
Журналисты в тюрьмах
В первом полугодии группа зафиксировала 71 случай нарушений свободы прессы в Турции. От этих событий пострадали 171 человек или СМИ.
На момент публикации отчета в тюрьмах Турции находилось 45 журналистов, как сообщает MFRR в своем докладе:
«Полномасштабное наступление на свободу прессы в Турции продолжилось, его интенсивность стала даже нарастать – так, в первое полугодие 2022 года системные репрессии против независимых СМИ усилились.
Рост частоты уголовных обвинений и безосновательных арестов затрудняет освещение деятельности правящей Партии справедливости и развития (ПСР) с критической стороны, а угроза физических нападений на журналистов, которые совершают сотрудники полиции и частные лица, создает опасную среду для работы корреспондентов».
Докладчики коснулись ситуации с убийством Гюнгёра Арслана, владельца и главного редактора местной газеты Kocaeli Ses. Арслан был застрелен перед своим офисом в Коджаэли, на северо-западе Турции: «Он писал статьи, критикуя бывшего главу «Серых волков» в провинции Коджаэли и адвоката Эрсина Курта, и, как позже заявили в прокуратуре, Курт заказал убийство Арслана, чтобы тот замолчал».
Факты юридических преследований
Самой распространенной на сегодняшний день угрозой, с которой сталкиваются журналисты в Турции, остается юридическое преследование. Группа мониторинга ссылается на зафиксированные случаи и приводит ряд фактов:
«Наиболее распространенной угрозой для журналистики по-прежнему остается преследование по суду. С юридическими репрессиями связаны более чем половина (59,2%) случаев, зарегистрированных на MapMF.
Произвольные задержания и полицейские налеты с обысками в офисы информационных агентств, а также обыски домов журналистов составили почти треть (31,0%) случаев.
Несколько журналистов и фотокорреспондентов были задержаны во время освещения ряда протестных мероприятий, включая массовую демонстрацию, организованная в память о протестах в парке Гези.
В начале июня в ходе очередной однодневной волны репрессий против независимых СМИ в Турции были задержаны по меньшей мере 23 журналиста. Все они были сотрудниками прокурдских СМИ, и 16 из них до сих пор находятся в тюрьме за вменяемое им «распространение террористической пропаганды».
Чаще всего уголовные обвинения были связаны с якобы имевшим место быть «распространением террористической пропаганды» или «членством в террористической организации». Так было в случае с фотожурналистом Абдуррахманом Гёком, который был признан виновным по обвинению в терроризме. Вся вина Гёка состояла в том, что он зафиксировал убийство курдского мужчины, совершенное полицией в 2017 году.
В январе журналист-внештатник Назан Сала был приговорен к одному году и трем месяцам тюремного заключения по обвинению в том же самом терроризме. Его наказали за репортаж о предполагаемых пытках двух граждан турецкими солдатами.
В июне турецкое правительство обратилось к Швеции, потребовав выдать двух журналистов-диссидентов. Эта ситуация разворачивалась на фоне переговоров о вступлении Швеции и Финляндии в НАТО».
Полицейское насилие
«Журналисты подвергались физическому насилию со стороны турецкой полиции, и особенно часто это происходило во время освещения протестов. В каждом третьем случае (33,8%), зарегистрированном на MapMF, виновниками нарушения свободы прессы названы сотрудники турецкой полиции или органов государственной безопасности.
В апреле не менее двенадцати журналистов подверглись физическому насилию и столкнулись с агрессией в своей адрес со стороны турецкой полиции во время заявления для прессы, сделанного в память о резне 1 мая 1977 года.
Журналисты также получали угрозы физического насилия и угрозы убийством в Интернете. Были зафиксированы и случаи сексистских домогательств. Контролируемый правительством Турции орган, регулирующий деятельность масс-медиа в стране, Высший совет по радио и телевидению (RTÜK), продолжал применять санкции к местным СМИ. Он блокировал доступ к веб-сайтам на территории страны дискриминационным образом».