В последнее время в регионе и мире много говорят об идее «феминистской политики». Министры и политики говорят о её «феминизации». Но что подразумевают эти выражения? Что отличает так называемую феминистскую политику?
Бюро по связям с курдскими женщинами (REPAK) организовало интервью с Ильхам Ахмед, сопредседательницей исполнительного совета Ассамблеи демократической Сирии (АДС), побеседовав с ней на популярную тему «феминистской политики».
— Мы живем в условиях мирового системного кризиса. Какова база этого кризиса? Почему мы можем утверждать, что доминирующая система находится в кризисе?
— Все войны, которые ведутся в мире на сегодняшний день, являются прямым следствием кризиса общемировой глобальной системы. После холодной войны мир был разделен снова. Порядок стал однополярным, и ведущая роль осталась лишь за Соединенными Штатами Америки. При этом из-за доминирования американской политики возник новый политический вакуум. Развитие технологий и глобализация дали возможность другим странам развивать свою экономику и бросить вызов однополярному мировому порядку. Сегодняшнее соперничество между Китаем и США затрагивает весь мир. Больше всего оно влияет на Ближний Восток, потому что этот регион –эпицентр столкновений обеих сторон и место, где у многих крупных игроков есть свои интересы. Здесь, на этом поле боя, ведут войны соперничающие между собой державы. Везде и всюду постоянно обсуждается климатический кризис, проводится множество международных конференций, но каждая встреча приносит новые проблемы вместо решения старых. Это происходит потому, что капиталистическая система всегда порождает очередные беды под видом решений. Глобальная экономика находится в кризисе, мы столкнулись с экологическим кризисом, человечество настигают все новые и новые болезни. Но даже в этих условиях есть те, кто ищут пути построения новой политической системы, пока старые альянсы и властные союзы претерпевают изменения. Альянс НАТО переживает сложный период. Все это – результат кризиса международной системы. Системе пришла пора меняться – она будет либо реформирована, либо разрушена. До этого момента мы увидим ещё больше разрушений. Помимо Ближнего Востока, в эпицентре катастрофы оказались Европа, Россия, Великобритания и США.
— Какова ответственность политических институтов в условиях нынешнего мирового кризиса?
— Чтобы решать проблемы подобающим образом, каждое общество должно иметь возможность и право подходить к ним в соответствии со своими потребностями. Доминирующая система не вправе изобретать решения по своему усмотрению и навязывать их народам.
— Как вы видите политические взаимоотношения между национальными государствами, авторитаризмом и патриархатом? Как мы должны смотреть на эти отношения?
— Государство берет на себя роль «патриарха» над всем обществом и подавляет все попытки самостоятельных решений, которые может делать народ. Государственная система и патриархальная система – одно и то же. Роль женщины в этой системе отсутствует. Власти фактически отбирают у женщин все возможности быть самостоятельными, мыслить и жить, как свободные люди. Всё общество и люди не имеют собственной воли, они лишены возможности самоопределения. Те, кто занимают руководящие роли в правительствах, те, кто контролируют образ мышления общества, и женщины, которые действуют в рамках государственной системы, работают на её сохранение. До сих пор ни одна женщина, ставшая лидером современной государственной системы, не вышла за рамки такой системы. Это одна из сторон существующей проблемы и важный вопрос для женских организаций.
— В последнее время часто используются такие термины, как «феминистская внешняя политика» или даже «феминистское НАТО». Делает ли участие женщины в политике ее политическую позицию и действия автоматически «феминистскими»? Считаете ли Вы, что политический подход на уровне национального государства вообще может быть феминистским?
— «Феминистское НАТО» – странная фраза. Всем известно, что НАТО – военная структура, связанная с международной системой. Ее цели и задачи предельно ясны. Главное, что волнует этот альянс – оружие и война. Если присутствие женщин в структурах НАТО вдруг действительно изменит подход этой организации в сторону стремления к миру и прекращения войн, это будет прекрасно. Но на деле женщины становятся инструментами и марионетками системы до такой степени, что нередко на политические цели доминирующей системы работают политики-женщины. Институт, действующий в таких рамках, не может стать феминистским. Женщины в НАТО должны защищать других женщин и свое общество от войны, но этого не происходит. В результате они просто становятся политическим инструментом. Сейчас для женщин существует большая опасность. Перед ними открывается много новых возможностей, и нередко женщины играют важную роль в процессах принятия решений. Но, к сожалению, система просто использует их, а не освобождает. В Турции многие женщины разжигают пламя войны. В Финляндии половина правительства – женщины, но они выдают Турции курдов и действуют, реализуя интересы доминирующей системы. В Германии женщина была канцлером, но политически между ней и мужчиной не было никакой разницы. Она всегда поддерживала союз с Эрдоганом и не предлагала никаких изменений, чтобы облегчить положение угнетенных. В Швеции женщина была министром иностранных дел, но она не оказывала никакого давления на Турцию и могла подписать соглашение, противоречащее законам ее собственной страны; она игнорировала права курдов, принося их в жертву фашистскому турецкому режиму. Я хочу сказать следующее: пускай факт того, что женщины заняли свое место в центрах принятия решений, историческое явление и серьезная веха, принятие этих решений должно основываться на принципах и политической воле женщин. Это крайне важно. Нам нужна своя политическая культура и осведомленность – понимание общей картины и меры участия женщин.
— Каковы, на ваш взгляд, особенности феминистской политики?
— Феминистская политика должна быть направлена не только на защиту женщин, но и на защиту всего общества. Она должна подразумевать заботу об окружающей среде. Необходимо найти баланс между обществом и природой. Феминистская политика должна быть антивоенной. Она должна способствовать равенству между полами.
— Вы пытаетесь развить женский подход к политике в Рожаве, северо-восточной Сирии. Какие ещё практические шаги можно сделать в этом направлении? Какой вклад вносит эта политика в демократию, свободу и мир?
— Женщины организуют свою деятельность автономно во всех сферах жизни общества. Женщины вырабатывают свои собственные взгляды и строят политическую перспективу. Они становятся равноправными участницами жизни общества, ведут борьбу и организуются по всем фронтам, основываясь на политических и этических принципах. У нас бывают недоработки, но такие вопросы благополучно решаются на специальных собраниях и конференциях. Автономная организация женщин гарантирует, что волнующие нас вопросы будут решаться, и влияние женщин на политику в целом не встретит препятствий.
— К чему Вы хотели бы призвать женщин-политиков всего мира?
— Если сегодня женщинам удается занять ведущие позиции, то это результат многих великих сражений и побед наших предшественниц. Женщины создали для себя эти возможности играть серьезную и значимую роль в организации жизни наших народов. Теперь они не должны упустить эти возможности. Они должны находиться в эпицентре всех процессов принятия решений, чтобы их голоса продолжали звучать. Изменить мир и достичь гендерного равенства возможно. Помните об эффекте бабочки – даже небольшие действия могут открыть дверь к новым возможностям.