Рихан Локо, активистка Конгресса «Стар», одной из ключевых женских организаций северо-восточной Сирии, рассказала о планах на 8 марта и о том, как нужно изменить жизнь с точки зрения женщин. Женщины начали писать историю, говорит активистка.
Женское движение Конгресс «Стар» и активные женщины северо-востока Сирии внесли значительный вклад в дипломатию, политику, прессу, культуру, организацию, образование, науку и развитие местных вооруженных сил. Они были первыми, кто держал фронт во всех научных кругах и других сферах жизни. Член координационного совета этой организации Рихан Локо заявила, что «женщины создали женскую революцию внутри революции, они занимались самоорганизацией, учились, вели информационную деятельность и шли в армию». Конгресс «Стар» — это организация, занимающаяся общественной работой, представляющая общество. Поэтому разделения между обществом и Конгрессом «Стар» нет».
Рихан Локо ответила на вопросы ANF о предстоящем Международном дне трудящихся женщин, 8 марта.
— Как женское движение Рожавы продвинулось в политической, общественной и дипломатической сферах после 8 марта 2021 года?
— Женское движение, Конгресс «Стар» и женщины северо-востока Сирии внесли значительный вклад в дипломатию, политику, работу прессы, культуру, организационные структуры, образование, науку и вооруженные силы. Это движение заложило основу будущего во всех областях. Оно не ограничивается заботой о положении женщин в четырех стенах их домов или действиями, совершаемыми с разрешения государства, как это было до революции в Рожаве. Благодаря системе, созданной им в северо-восточной Сирии, женщины получили возможность принимать собственные решения. Все проекты были реализованы женщинами, жизнь была построена заново с учетом точки зрения женщин, а историю начали писать, включая женщин в её ход. С этой целью шла работа в областях дипломатии, политики и социологии. Усилия, сделанные ради признания женской революции, борьбы, расширения фронта работы, охвата всех женщин, осмысления значения самой организации и защиты завоеваний женщин не прекращались. Все задаются вопросом, в чем секрет того, что наша революция признана женской, и ищут на него ответ. Женщины начали женскую революцию в рамках более широкой революции, организовавшись самостоятельно, получая образование, вступая в ряды самообороны. Конгресс «Стар» — это результат общественной работы, поскольку эта организация представляет общество. Таким образом, разделения между обществом и организацией нет.
— Сколько женских организаций существует в Рожаве под эгидой Конгресса «Стар», и как организация взаимодействует с институтами внутри своей структуры?
— Союз «Стар», первое женское движение на северо-востоке Сирии, было создано 15 января 2005 года. В момент его провозглашения диктатура режима Баас вела ожесточенную кампанию против женщин и их движения. В результате с целью организации и обучения женщин была тайно создана организация Союз «Стар». Несмотря на все нападки, проблемы, аресты и давление, деятельность Союза расширялась день ото дня.
Сейчас в регионе существует множество женских движений. Их мероприятия организуются в Дамаске, Хомсе, Алеппо и по всей Сирии. Однако, штаб-квартиры этих групп находятся на северо-востоке Сирии, где женские организации впервые получили шанс. Десятки организаций, движений, учреждений и структур основали свои штаб-квартиры на северо-востоке Сирии. В качестве примера можно привести организацию по борьбе с насилием в отношении женщин «Сара», организацию «Нудем» и множество других групп. В результате последних событий были созданы Сирийский женский совет и Совет женщин северо-востока Сирии. Была создана женская община «Зенубия», активность охватила Ракку, Табку и Дейр-эз-Зор. Эти группы создают проекты, которые связывают воедино всю территорию Сирии.
Как Конгресс «Стар», мы поддерживаем связи со всеми женскими организациями, входящими в Совет женщин северо-восточной Сирии. Мы сотрудничаем с ними в рамках многих проектов. Все женщины борются за свободу, демократию и равенство. Мы продолжаем сотрудничать ради общей цели. В Женском собрании северо-восточной Сирии приветствуются все женские организации. Вместе с женским движением мы реализуем все планы и программы, связанные с борьбой против насилия над женщинами, защитой революционных завоеваний, атаками вторгшегося турецкого государства на регион, мероприятиями 8 марта.
— Является ли целью Конгресса «Стар» обращение ко всем женщинам Сирии, и каковы ваши отношения с женскими организациями на Ближнем Востоке, в частности в Сирии?
— В Сирии у нас есть ряд организаций. Мы представлены в Алеппо и Дамаске. У нас есть центр в Дамаске и других районах, контролируемых сирийским режимом, и у нас налажены крепкие связи с женскими организациями. Кроме того, у нас есть официальный центр в Ливане. У нас также открыты офисы в южном Курдистане и в Европе. Мы работаем и над укреплением наших европейских организаций. Мы считаем крайне важным открыть центры Конгресса «Стар» по всему миру, чтобы строить свободную жизнь, пропагандировать борьбу женщин по всему миру, знакомить их с революцией и давать революции голос. По сравнению с прошлым мы растем и расширяемся. Мы можем видать, как Конгресс «Стар» ширится благодаря женскому единству, солидарности и организации. Организация стала убежищем для всех женщин. Она работает в 13 сферах, включая военную, политическую, дипломатию, журналистику, культуру, экономику и образование, в каждой из которых трудятся десятки женщин. Каждая женщина активно участвует в деятельности сообразно своей специализации и берет на себя роль лидера в обществе.
— Общественная сфера, возможно, является одним из важнейших столпов Конгресса. Как далеко вы продвинулись на этом пути?
— Начнем с того, что женщины с духом воинов, такие как Лейла Агири, Зехра Беркель, Яде Акиде, Яде Эмине, Хинд и Седаа, жертвовали своими жизнями, сражаясь до последней секунды этой жизни. Мы обязаны им всем.
Наша работа по восстановлению общей справедливости продолжается. Мы публиковали статьи о правах женщин, гендерном равенстве, ранних браках, принудительных браках и тех, которые не соответствуют демократической модели семьи. Мы пытались объяснить обществу суть проблем, которые несут с собой ранние браки. Была проведена большая работа для того, чтобы общество поняло, почему мы отстаиваем именно эту позицию и почему мы хотим, чтобы она была реализована. В последние годы мы сосредоточились на ранних браках и продолжаем наши усилия в этом направлении. И Конгресс «Стар», и каждая его активистка много работали, чтобы найти решение вопроса о том, почему мы выступаем против полигамии. Мы осудили распространение и расширение концепции полигамии.
Также было проведено масштабное исследование системы совместного председательства. Система совместного председательства была создана в северо-восточной Сирии под руководством женщин. Мы отслеживали уровень внедрения этой системы. Конечно, потребовалось время, чтобы эта система прижилась, потому что мы сталкивались с нежеланием принять её и патриархальным мировоззрением, противостоящим такой системе. Все наши усилия направлены на то, чтобы человек получил знания и теперь уже искренне принял нашу систему. Однако, все еще существуют проблемы, которые этому мешают. Информирование мужчин и женщин в этой сфере заняло много времени.
В этом году система совместного председательства претерпела значительные изменения и была модифицирована. Также произошли важные перемены в отношении к женщине в социуме. Такие понятия, как мнение женщины, её право на решение, непринятие решения без учета позиции женщины или принятие женщины в качестве действующего лица были приняты в обществе. Женщин сочли способными брать ответственность на себя, признали их существование. Мужчины поняли, что они не единственные, кто принимает решения, и не единственные, кто имеет право голоса. В этом году акцент был сделан на информировании мужчин. Женщины также должны иметь необходимые знания и проявлять сознательность, но односторонняя борьба – непродуктивная стратегия. В результате мы сосредоточились на информировании мужской части общества. Образовательные программы были созданы по самым разным направлениям, включая историю женщин, жинологию, женскую реальность, патриархальный менталитет, сосуществование и другие темы, и почти все мужчины поучаствовали в таких программах. Мы увидели, как результат многолетнего обучения в академиях стал еще более продуктивным в этом году. Мужчины осознали необходимость перемен, и у нас даже появились товарищи мужчины в организации, которые просвещали своих собратьев о борьбе женщин. Эта работа продолжается.
Женщины защищали себя самих и свой народ в реалиях революционной народной борьбы на полях сражений, чтобы отстоять завоевания женской революции, защитить самобытность женщин и свою землю.
Самооборона рассматривалась ими как естественный долг. Общество поняло, что защита родины требует не только военной мощи. Люди отошли от убеждения, что ОНС, ЖОС, СДС и силы охраны общественного порядка существуют только для защиты их домов, кварталов и улиц, и вместо этого взяли на себя ответственность как естественную обязанность. Женщины, в частности, приняли её, взяв на себя роль первопроходцев. Днем и ночью они защищали достижения революции, чтобы оборонять свою Женскую революцию.
Образование, наука и дипломатия также заняли видное место. Мы собрали многочисленные документальные свидетельства, обнажающие стратегию турецкого государства: пытки, изнасилования, похищения и насилие в отношении женщин в оккупированных районах Африна, Гре-Спи, Сарекание, Баба, Идлиба и Джераблуса. Мы сделали это, чтобы защитить северо-восточную Сирию и революцию.
Мы ищем новые эффективные способы укреплять эту борьбу.
— В результате оккупации турецким государством территории Рожавы многие женщины Рожавы были вынуждены долгое время жить в лагерях беженцев. Каков уровень организации среди женщин в лагерях?
— Демократическая Автономная администрация северо-восточной Сирии помогала тем, кто был вынужден бежать во время атак захватчиков. Группы в лагерях сотрудничают с нами по всем вопросам – от строительства лагерей до вопросов организации, образования и экономики. В лагерях есть женские учреждения и женские дома. Проекты в лагерях планируются так же, как и в городах, находящихся под управлением Автономной администрации. Между ними нет никаких различий. Конечно, в проектах участвует и широкая общественность. Люди, живущие в лагере, сильны духом и живут в единстве и общности, сотрудничая друг с другом. Мы всегда остаемся рядом с ними, оказывая им поддержку и используя все имеющиеся в нашем распоряжении средства. Мы – это они, а они – это мы.
— Какое влияние всё это оказало на женщин? Можете ли вы рассказать о ваших усилиях в этом направлении и их результатах?
— Когда мы видим наших родителей и людей, которым пришлось бежать с оккупированных территорий, первый вопрос, который они задают: «Когда мы получим наши земли обратно?». Мы видим группу людей, которые отказываются покидать свою родину. Посвятить себя родине – святое, очень важное дело. Наш народ очень привязан к своей земле. До сих пор население отказывается признавать вторжение, люди все время ждут, когда оно закончится. В результате у них возникают серьезные психологические проблемы. Психологические, физиологические и общественные проблемы неизбежны. Конечно, выразить эти чувства – не то же самое, что прожить их, но наши люди прошли через многое. Психологические проблемы наших родителей в лагере усугубляются с каждым днем из-за их сильной привязанности к родным местам. Самоуправление существует до сих пор. Было сделано много призывов из оккупированных регионов, когда людям предлагали вернуться, но они не слушали. Они говорили: «Мы не примем тех, кто запрещает нам покидать родной дом, заставляет нас мигрировать и каждый день посягает на наши достижения». В своей повседневной жизни в лагере они сохраняют присутствие духа. Конечно же, им трудно ждать, жить надеждой и думать о своем доме и земле.
— Курдские женщины, особенно живущие на землях северо-восточной Сирии, постоянно ставят во главу угла свою свободу с тех пор, как в 1999 году был похищен национальный лидер курдского народа Абдулла Оджалан. Можете ли вы объяснить, какая здесь связь?
— Борьба женщин ширилась, крепла и достигла своего нынешнего уровня благодаря концепциям и идеологии Абдуллы Оджалана. Его освобождение будет первой задачей, которую мы, женщины северо-восточной Сирии, поставим себе 8 марта 2022 года под девизом «Мы защитим нашу революцию и освободим родные земли». Каждый, кто в долгу перед Оджаланом, должен принять участие в борьбе. Свобода Абдуллы Оджалана – это свобода женщин, а значит, и свобода общества.
Благодаря нашему единству, солидарности и организованности мы строим свободное, равноправное и демократическое общество. Никто не сможет остановить нас. Мы приглашаем всех женщин выйти на улицы и вступить в борьбу 8 марта. Как женщины, борющиеся за свободу нашей воли, мы должны во весь голос заявить всему миру, что мы победим.