Фатма аль-Махал, присоединившаяся к работе женщин за социальные изменения в Дейр-эз-Зоре после его освобождения бойцами СДС, заявила, что теперь женщины понимают, что 8 марта – не просто отдельный день.
Жители Дейр-эз-Зора, а в особенности женщины, населяющие этот район, годами страдали от угнетения и преследования со стороны режима, ИГИЛ* и турецких наемников. Теперь они высоко ценят свою свободу.
Фатма аль-Махал – спикер организации «Женский труд» в Дейр-эз-Зоре, – уже почти три года принимает участие в деятельности женских организаций в регионе. Она напоминает, что женщины Дейр-эз-Зора подвергались пытках, притеснениям, изнасилованиям со стороны террористов ИГИЛ и других наемных военизированных формирований, связанных с Турцией, и говорит: «В прошлом женщинам не давали возможности трудиться в дипломатической, политической и экономической сферах. Женщин вынуждали оставаться дома. При сирийском режиме женщинам позволяли работать в Министерстве по связям с общественностью. Тогда они могли принимать участие только в общественной деятельности – там представленность женщин составляла 13%. Женский труд эксплуатировался».
Отметив, что после освобождения Северной и Восточной Сирии Силами демократической Сирии (СДС) произошли многие важные радикальные изменения, Фатма говорит: «Женщины, которых вынуждали оставаться дома, теперь свободно принимают ведущие роли в экономической, политической, дипломатической, социальной и даже военной сферах. Правящий репрессивный менталитет превалировал в регионе Дейр-эз-Зора. Здесь были типичны феодальные обычаи и привычки. С освобождением наших территорий силами СДС женщины приняли лидерскую, ведущую роль во всех сферах жизни. И ведущая роль женщин также означала, что старый менталитет был преодолен».
Аль-Махал рассказывает, что прежде семьи препятствовали своим дочерям в посещении школ и в работе в том числе из страха перед наемниками ИГИЛ, Фронта «Ан-Нусра» и Свободной Сирийской Армии, оккупировавшими регион. Наемники притесняли женщин, совершали изнасилования. «Теперь мы, женщины, достигли также уровня интеллектуального развития и стали сильнее. Сейчас мы можем трудиться во многих сферах. Мы можем сыграть роль в преодолении реакционного менталитета, направляя трудящихся людей. Например, мы боремся с детскими браками».
Аль-Махал отмечает: «После освобождения нашего региона мы организовывали и эвакуировали людей, особенно женщин. Позже мы продолжили обучающие мероприятия, чтобы женщины могли занимать ведущие роли в общественной деятельности. Между тем, что было прежде, и текущим состоянием дел, есть большие различия. Теперь у женщин важнейшая роль, самосознание и сила».
Аль-Махал считает важной роль СДС, освободивших регион и его жителей от власти оккупантов, спасших их от преследований, и продолжает: «Главенство националистического и мужского менталитета силы, прежде царствовавшее в регионе, закончилось благодаря СДС. После освобождения региона мы узнали о значимости 8 марта для женщин. Мы ничего не знали о 8 марта, Международном дне трудящихся женщин, прежде. Теперь мы каждый день видим жизнь на нашей освобожденной земле как женский праздник».
Фатма аль-Махал говорит о трудностях, с которыми сталкивалась в прошлом, и своей теперешней жизни, так: «До начала моей собственной деятельности в женских учебных мероприятиях я очень боялась говорить перед камерой. Я была очень стеснительной. Я подвергалась сильному давлению и преследованиям из-за реакционного менталитета, который превалировал в моей семье и обществе. Из-за этого мы, женщины, оставались слабыми как личности. После того, как с освобождением [нашей земли] здесь была основана Автономная администрация, женщины взяли на себя ведущую роль. Когда я была вовлечена в женскую деятельность, я стала сильнее и смогла взаимодействовать с людьми. Теперь я могу общаться с комфортом, без страха. И в то же самое время я могу распространять свободное мышление среди женщин. Чем больше я работаю в этой сфере ради женщин, тем сильнее я становлюсь».
* — террористическая организация, запрещена в РФ