10 августа исполняется шестая годовщина широко обсуждаемой смерти курдского бойца Экин Ван, над телом которой издевались турецкие солдаты.
«В истории РПК есть несколько моментов, которые навсегда останутся в памяти. Мы заняли свое место в этой истории». Это слова Кевсер Эльтюрк, партийное имя Экин Ван, которая была курдским бойцом отрядов свободных женщин (ОСЖ- «Стар»).
Турецкие солдаты раздели и продемонстрировали тело Эльтюрк после того, как она была убита во время вооруженного столкновения с турецкими оккупационными государственными силами 10 августа 2015 года в восточном городе Муш в северном Курдистане.
Пытки и действия, примененные к убитой Эльтюрк, вызвали массовое возмущение и были предметом протестов женщин во всем мире. Активисты-правозащитники и политические обозреватели резко критиковали некрополитику Турции и ее вооруженных сил, которая привела к ужасным актам, применяемым к курдскому населению с 1990-х годов. Такое бесчеловечное обращение с телом умершего осудили все слои общества.
Женщины вышли на улицы в Турции и во многих странах Европы после этого шокирующего события, скандируя лозунги: «Экин Ван – наша честь», «Экин Ван – обнаженный символ нашего сопротивления» и «Женщины в одежде. Сопротивление как кусок ткани против жестокости государства».
Смерть Эльтюрк и публичное разоблачение жестокого обращения с ее телом привели к беспорядкам и конфликтам в Турции и Курдистане, курды заявили о демократическом самоуправлении и сопротивлении. Государство применило к протестующим крайне жестокие меры.
Заявление о самоуправлении в Варто, где была убита Эльтюрк, было опубликовано 13 августа 2015 года, оно показало, что жестокость государства по отношению к курдам не остановила их активное сопротивление, как и надеялись турецкие власти.
К сожалению, такая бесчеловечность и жестокость не единственный случай. В 1990-х годы турецкое государство приняло широко распространенную военную стратегию, которую курдские политики часто называют «политикой грязной войны», в которой использовались акты похищения, пыток и насильственного исчезновения курдских активистов.
Ампутация частей тел убитых курдских бойцов, даже изготовление «сувениров» из этих частей тел, сброс тел умерших на мусороперерабатывающих предприятиях, выставление их тел перед государственными зданиями и перетаскивание их по улицам, привязанных к бронетехнике, – это только несколько публично разоблаченных примеров такой стратегии Турции против курдов.
Аналогичная тактика применялась с 2015 года во время участившихся вооруженных столкновений, а также в условиях усиления осадных операций, которые проводились в городах Курдистана. Были также инициативы, которые были направлены на то, чтобы нарушить похоронные обряды курдских семей. Были осквернены и кладбища.
Кевсер Эльтюрк родилась в 1986 году в Навре, деревне провинции Ван в северном Курдистане. Она присоединилась к силам ОСЖ-«Стар» в 2008 году, когда ей было 20 лет. Она стала символом того, как тело курдских женщин, активно участвующих в освободительной борьбе курдов, стали объектом надругательства для турецкой оккупационной армии.
«Экин ушла в горы, потому что не могла смириться с жестокостью по отношению к своему народу. Экин никогда не подчинялся мужчинам, у нее такая борющаяся душа. Она была самой младшей в нашем семье, она была зеницей наших глаз, – сказала ее сестра Гулистан Эльтюрк в интервью после ее смерти. – Она всегда была против насилия в отношении женщин. Она говорила: руку, протянувшуюся для нападения на женщин, нужно сломать».