В письме из тюрьмы журналист Азиз Оруч сказал, что заключенные журналисты жаждут того дня, когда в Турции закончится беззаконие. «Мы журналисты, мы правы, мы выйдем из тюрем и снова будем писать», — сказал он.
Азиз Оруч, редактор информационного агентства «Месопотамия» (МА), который был арестован вместе с 15 коллегами в рамках расследования, проводившегося в Амеде, написал письмо о пережитом. Оно было написано в рамках серии статей под названием «Арестованные журналисты пишут», опубликованной новостным сайтом Bianet:
«Экономический кризис в Турции углубляется с каждым днем, покупательная способность граждан снижается, а безработица растет. Бедность навязывается, как будто это судьба. Неопределенность нарастает. Приближаются выборы, и политические партии готовятся к ним. Предстоящий процесс и политические события покажут нам, что произойдет. Но следует подчеркнуть, что мы сами можем определить свое будущее, не оставляя его на усмотрение политиков. Если мы хотим передышки, мы должны больше стараться и бороться. Мы должны верить в силу нашего слова. В противном случае ситуация будет еще хуже. Поэтому мы должны консолидировать свои силы.
Даже если политики видят главную проблему страны в «экономическом кризисе», мы не должны забывать, что главные проблемы страны — это демократизация, ограничение свобод и прав человека. В стране, где усиливается гнет и ограничиваются свободы, невозможно добиться благосостояния и прекратить экономический кризис. Политические партии уже начали раздавать причудливые обещания. Если правительство или оппозиция не поставят правильный диагноз фундаментальной проблемы, они не смогут предложить постоянного решения ни одной проблемы. Невозможно найти постоянные решения существующих проблем без решения «курдского вопроса».
Свобода прессы
Одним из важных столпов свободы страны является «свобода прессы». Это среда, где журналисты могут свободно писать, сообщать о событиях и не подвергаются арестам. Кроме того, свобода слова и мысли должны быть обеспечены конституционно. К сожалению, я хочу сказать, что в Турции с трудом можно говорить о свободе прессы. Этот вопрос обсуждается уже много лет, но до сих пор не было предложено никакого решения. Журналисты всегда подвергались арестам, угрозам и цензуре. Только этим объясняется нынешняя ситуация в стране и наше дело.
Не осталось ни одного прокурора, который мог бы написать обвинительное заключение
На протяжении многих лет правительства искажали факты и события, распространяя риторику о том, что «в Турции нет журналистов в тюрьмах». Вместо того чтобы найти решение проблемы, мы зашли в тупик. Хотелось бы, чтобы это было правдой, и никто из наших друзей-журналистов не сидел в тюрьме. Хотелось бы, чтобы я писал это письмо не из тюрьмы. Однако это не так, и я нахожусь в тюрьме уже почти два месяца. 16 июня в Амеде были арестованы 16 журналистов. Мы несправедливо находимся в тюрьме уже несколько месяцев. На досье наложена подписка о неразглашении, и не осталось ни одного прокурора, который мог бы составить обвинительное заключение, поскольку прокурор, по вине которого мы попали за решетку, после арестов получил повышение.
Мы будем защищать нашу профессию
Однако 16 опытных журналистов с многолетним стажем были посажены в тюрьму незаконно. Арест 16 журналистов не решает ни одной проблемы и показывает уровень свободы прессы в стране. Факты нельзя замалчивать с помощью арестов и репрессий, и журналисты не отступают ни на шаг. В стране существует давняя традиция свободной прессы. Журналисты заплатили высокую цену. С нашим арестом эта традиция не прервется, и правда не будет замалчиваться. Мы верим, что наши коллеги продолжат заниматься настоящей журналистикой. Где бы мы ни находились, мы будем защищать нашу журналистику и никогда не пойдем на компромисс с правдой.
Когда я писал эти строки у тюремного окна с видом на проволочную сетку, по телевизору показывали выпуск новостей. Такие новости волнуют нас в тюрьме, где у нас ограниченный доступ к телевизионным каналам: «Турецкая ассоциация журналистов в этом году наградила 16 журналистов, арестованных в Амеде». Я был и счастлив, и горд. Но я хотел бы отметить, что мы — журналисты, и нам не нужно никому это доказывать. Эти награды — ответ тем, кто говорит, что «под арестом журналистов не бывает». Мы будем защищать журналистику с той же решимостью и верой. Мы будем писать и раскрывать правду, и мы будем голосом народа.
Призыв к солидарности
Во время ареста 16 журналистов в Амеде мы еще раз осознали, насколько важна солидарность. Важно быть против тех, кто считает журналистику преступлением. Мы должны расширить сеть солидарности «извне — внутрь, изнутри — наружу». С арестованными журналистами нужно чаще контактировать, а их голоса должны быть услышаны. Вместе мы сможем добиться этого и преодолеть трудности.
Мы хотели бы выразить благодарность всем нашим друзьям-журналистам, журналистским ассоциациям и организациям за их солидарность. Мы должны продолжать поддерживать такую же сильную солидарность.
Несмотря ни на что, у нас все получается, мы сильны и, самое главное, мы правы. Мы с нетерпением ждем того дня, когда в Турции закончится беззаконие и мы снова сможем писать. Мы журналисты, мы правы, мы выйдем из тюрем и снова будем писать.
Надеюсь, мы встретимся в свободные дни».
Адрес конверта Азиза Оруча следующий: Nolu Yüksek Güvenlikli Ceza İnfaz Kurumu A/Blok 40. Oda Diyarbakır