Сакине Джансыз – символ женского революционного сопротивления

Сакине Джансыз, она же Сара, путешествовала от одного горного хребта к другому. Она стала бойцом, командиром, учителем и товарищем. Героиня Сара мужественно противостояла своему противнику. Она была и остается символом женского движения.

Каждый год с наступлением января вспоминается мрачный день 9 января 2013 года. В этот день в Париже, столице Франции, были убиты три курдских революционерки. Их товарищи и семьи испытали невероятные страдания и ярость. С того дня Париж, столица свободы и влюбленных для всего мира, стал городом тьмы и смерти для курдов. Три революционерки, стремившиеся, чтобы человечество узнало правду о борьбе их народа, стали мишенью врага. Сакине, Фидан и Лейла погибли в самом сердце Европы.

Героиня Сара (Сакине Джансыз) была одной из основательниц Рабочей партии Курдистана (РПК). Она родилась 12 февраля 1958 года в провинции Дерсим. Сама Сара считала время и место своего рождения благословением и говорила: «Когда я родилась, мой отец был военным. Я пришла в этот мир в феврале. Мой официальный день рождения – 12 февраля 1958 года. Удача ли это – родиться в холод и снег? Я убеждена, что да. Я считаю, что родиться в снежном краю – большая удача».

В юности Сара работала на фабрике и участвовала в деятельности по защите прав рабочих и служащих вместе с группами турецких социалистов. Позже, не найдя того, что она искала в среде левых движений Турции, девушка отправилась в Анкару и встретилась с апочистами. Она присутствовала на учредительной конференции РПК, которая состоялась 27 ноября 1978 года в деревне Фис, районе Лидже. Сара – одна из двух женщин, которые стояли у основания партии. Она посеяла первые семена женского освободительного движения РПК.

Борец за свободу

Сара работала в Анкаре, Бингёле и Элязыге. В 1979 году она была задержана на железной дороге между Элязыгом и Бингёлем. В тюрьме Диярбакыра (Амеда) она перенесла пытки. Однако, она не сдалась, придерживаясь лозунга «Сдача ведет к предательству, сопротивление ведет к победе». Сара жила без страха, как бы на нее ни давили, и сопротивлялась администрации пыточной тюрьмы, которой руководил Эсат Октай Йылдыран. Стойкость и мужество Сары были примером для всех ее товарищей.

Находясь в заключении, она отправляла письма и фотографии своим друзьям и родным, а на обратной стороне фото писала несколько слов. Так она поддерживала боевой настрой своих друзей.

Вся ее жизнь была борьбой. Джансыз боролась за свободу для своего народа, женщин и общества. Сара была пионером этого пути, и тысячи курдских женщин идут сегодня по ее стопам, продолжая ее дело.

Упорство Сары стало примером для поколений, выросших в 1980-х и 1990-х годах. Освободившись из тюрьмы, Джансыз отправившись на Ближний Восток, а затем в курдские горы, где путешествовала от одного хребта к другому. Она была бойцом, командиром, учителем и товарищем. Сражаясь с противником, она стала символом революционного сопротивления.

«Вся моя жизнь была борьбой»

Сара говорила: «Вся моя жизнь была борьбой». Курдская революционерка всегда была в конфликте с системой.

В своей книге, получившей такое же название, Сара пишет об освобождении из тюрьмы: «Это было 26 декабря 1990 года. Я была арестована 17 мая 1979 года, в утренние часы. Меня освободили из тюрьмы в Чанаккале. С того места, где я находилась, цвет моря был потрясающим. Солнечные лучи отражались в воде, подчеркивая его красоту. Погода была прекрасной. Мы поговорили с несколькими друзьями, которые знали Басру до поездки в Стамбул. Я долго думала о том последнем дне, проведенном с друзьями. Я не могла насытиться этой встречей».

Новый 1991 год

После того, как Сара была освобождена из тюрьмы, она написала устав Патриотической женской ассоциации (YDK) в Стамбуле, став одной из основательниц этой организации. Вместе с курдскими интеллектуалами, представителями культуры и искусства она создала Культурный центр Месопотамии (MKM). Сара была редактором газеты Özgür Ülke и журнала Özgür Halk.

В 1991 году она выступила перед тысячами людей, пришедших на празднование Науроза (курдского Нового года) в Стамбуле. Тогда Сара провела в Турции пять месяцев и продолжала свою работу, несмотря на ограничения и препоны со стороны властей. Правительство постоянно контролировало ее деятельность, не позволяя курдской революционерке ступить ни шагу, не оглядываясь.

Сара описывает то время так: «Я была полна решимости участвовать в работе организации. У меня было сильное желание заняться делом. Но, несмотря на все мои усилия, враги не отступали. Меня могли поймать в самый неподходящий момент, но я очень верила в себя. Это была упорная борьба».

Она пишет о лидере курдского народа Абдулле Оджалане так: «Оджалан – моя революция, сопротивление и дело».

Джансыз прибыла в Грецию 1 мая 1991 года, через пять месяцев после освобождения из тюрьмы, и провела некоторое время в Европе, прежде чем отправиться в Дамаск.

Она описала поездку в Дамаск такими словами: «Мы прибыли в международный аэропорт Дамаска. Мое сердце билось всё чаще. Я была в нетерпении, и всё, чего я так хотела, – увидеть лидера». По просьбе Абдуллы Оджалана в аэропорту Дамаска её встретили четыре человека с букетом. Тринадцать лет спустя и сам он увиделся с Сарой в Дамаске. Она вспоминает: «В последний раз я видела Оджалана на съезде в Фисе. Мы уехали оттуда на следующий день. С того момента прошло тринадцать лет. После долгих лет заключения лучший момент в моей жизни наконец пришел. За это время изменилось многое, но лидер нашего народа остался тем, кем был».

Символ женского сопротивления

Саре, которая провела в Академии Махсума Коркмаза полгода, пришло время уезжать. Абдулла Оджалан сказал: «Сара, ты любишь горы всем сердцем. Я надеюсь получить от тебя хорошие новости». Сара вспоминает ту беседу: «Я сказала лидеру Оджалану, что всегда буду радовать его, и вышла на улицы Дамаска. Долгое время он стоял там с поднятой рукой, прощаясь. Я снова почувствовала счастье быть бойцом».

Сакине Джансыз (Сара) была убита в Париже 9 января 2013 года вместе с соратницами, курдскими революционерками Фидан Доган (Рожбин) и Лейлой Шайлемез (Ронахи). Эта бойня случилась десять лет назад. Несмотря на все доказательства, обвиняемые так и не предстали перед судом. Все эти годы курдские женщины, наше сообщество, друзья и семьи неустанно работали, чтобы раскрыть правду о расправе над тремя борцами, нашими предшественницами, вписавшими свои имена в историю освободительного движения.

Вся жизнь Сары была борьбой, она жила на войне каждый день. Сакине Джансыз боролась за свободную жизнь, свободу женщин и общества. Сегодня тысячи курдянок идут по ее стопам и продолжают ее дело. Сара была символом сопротивления во всех сферах жизни, от дома, который становится тюрьмой для женщин, до борьбы за независимость. Все помнят ее за храбрость и стойкость. Эта память сохранится в веках.

Источник

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/1A4zc

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *