Суд Эрбиля продлил на шесть месяцев срок тюремного заключения Гухдару Зебари, курдскому журналисту и активисту, за хранение старинной винтовки.
Гухдар Зебари – журналист и активист из Южного Курдистана (северного Ирака). Недавно ему продлили срок тюремного заключения на полгода. На суде присутствовали дипломатические представители Нидерландов, Канады, Германии, Франции, Великобритании и США. Дополнительное наказание было назначено за хранение «незаконного» по мнению властей «оружия», которое, по словам матери Зебари, представляет собой образец старинной винтовки времен британской эпохи.
Команда адвокатов, отстаивающих интересы группы заключенных Бахдинана, одним из которых является и Зебари, заявила, что решение суда Эрбиля было «политическим, а не юридическим». Защита намерена подать апелляцию. Омед Барошки, другой журналист и активист, заявил, что дело Зебари было политизировано, и отметил, что состояние здоровья осужденного журналиста ухудшилось после протестной голодовки. Барошки призвал правозащитные организации вмешаться в ситуацию и опротестовать решение суда.
Зебари был арестован 22 октября 2020 г. силами безопасности Демократической партии Курдистана (ДПК), после чего его обвинили в шпионаже и саботаже. Несмотря на отсутствие весомых доказательств, он был признан виновным и приговорен к шести годам лишения свободы. Суд состоялся 15-16 февраля 2021 года. Приговор был дважды подтвержден в ходе апелляции, после чего Зебари должен был выйти на свободу 16 августа 2023 года.
Однако, местные силы безопасности возбудили против журналиста новое дело, и это привело к недавнему дополнительному приговору. В ситуации Зебари уже имел место ещё один дополнительный приговор, вынесенный в марте 2023 г., когда активист получил дополнительные семь месяцев тюрьмы за «неправомерное использование средств связи». Позже этот срок был сокращен до пяти месяцев заключения.
С 29 августа 2022 г. Зебари содержится отдельно от других заключенных Бахдинана по обвинению в утечке информации, попавшей в СМИ. Администрация тюрьмы выдвинула множество различных обвинений, чтобы оправдать это разделение.
Комитет по защите журналистов Ближнего Востока и Северной Африки (CPJ MENA) выразил разочарование недавним решением суда Эрбиля, заявив, что оно основано на «неубедительных обвинениях».