В литературном доме Кираатхане в Стамбуле открылась выставка «В опасности», посвящённая атакам, которым подвергаются журналисты во время выполнения своей работы.
Выставка под названием «В опасности» (Под атакой) открылась в литературном доме Кираатхане в Стамбуле. На ней представлены фотографии, на которых журналисты, освещающие события, подвергаются насилию со стороны полиции. За выставку отвечает президент Ассоциации независимой журналистики Пунто24 Мустафа Онлюд, журналистка Джансу Пишкин из этой же ассоциации, а также Пелин Сидар Генч, представляющий литературный дом Кираатхане. Мы поговорили с Джансу Пишкин о выставке, которая продлится до 3-го сентября.
Журналистка Джансу Пишкин рассказала, что вначале они выполнили эту работу в формате интерактивного видео, добавив, что нападки на журналистов возросли и стали более заметными, в особенности после попытки военного переворота от 15-го июля 2016 года. «Вначале мы подготовили интерактивное документальное видео с нашей группой «Прерванное выражение мнения» 10-го января, в Международный день журналистки. Затем мы решили открыть эту выставку, так как нападки на журналистов стали более заметны, в особенности после попытки военного переворота в 2016 году. В прошлом также было насилие, однако оно не проявлялось так явно. Например, если полицейские выступали против участников протеста, они трогали только их, но сейчас насилие коснулось и журналистов, которые освещают протесты. Например, фотожурналист Бюлент Килич был сбит на землю полицейским, который поставил ногу ему на шею. Эта фотография до сих пор свежа в памяти у всех».
Завтра нас могут убить
Джансу Пишкин рассказала, что они хотят вынести эту проблему на повестку дня, так как уровень насилия растёт с каждым днём: «К несчастью, нападения на журналистов теряются в информационном потоке. Потому что одна из вещей, которой нас все учат, это «журналист не является субъектом новостей». Некоторые критикуют нас за то, что мы говорим о насилии в отношении журналистов, вместо того чтобы освещать протесты, но нам нужно говорить и об этом. Потому что в обществе господствует культура безнаказанности. Пока мы не увидим это, не сообщим об этом, не расскажем об этом людям, полиция продолжит и дальше пользоваться своей безнаказанностью.
Сегодня полицейские избивают нас, завтра они могут нас убить. Поэтому необходимо помешать этому и защитить право журналистов на то, чтобы выполнять свои обязанности, и в то же время право общественности на получение информации».
Репрессии с разных сторон
Джансу Пишкин обратила внимание как на дела, заводимые в отношении журналистов, так и на прямые нападения. Она заявила, что многие журналисты находятся под следствием: «В Пунто24 мы следим за случаями, касающимися прессы и свободы выражения. Журналистов подвергают преследованиям, задерживают и арестовывают. Репрессии бывают разного рода и с разных сторон, дело не только в количестве арестов. Например, они хотят запугать нас при помощи давления финансового толка. Газеты получают деньги за рекламу, однако Институт рекламы в прессе оказывает давление на многие газеты вроде Birgün, Sözcü, Cumhuriyet Fikir, устанавливая такие критерии для одобрения и публикации объявлений, которым почти невозможно соответствовать».
Пишкин добавляет: «За последний месяц 16 курдских журналистов оказались за решёткой, после того как они 8 дней просидели под арестом. Почему они попали в тюрьму? По сути, если присмотреться, мы увидим, что единственная причина их заключения – это их новостные сюжеты, которые они делали для своих информационных агентств. Власти криминализируют как журналистов, так и те организации, в которых они работают. Если вы работаете на определённые СМИ, вас объявляют «террористом». Несмотря на отсутствие любых свидетельств, их арестовали, потому что они писали для определённых газет и порталов. Например, Омар Чалик проходит по «делу прессы АОК», а это дело продолжает рассматриваться уже много лет».
Пишкин продолжает: «Согласно нашему списку, на данный момент за решёткой находится 67 журналистов. Разумеется, там есть и те, кто в итоге оказался отпущен на свободу. Но стоит отметить, что эти освобождения происходят не потому, что их оправдали или признали невиновными в принципе. Их могут отпустить на волю, потому что тюрьмы переполнены. ПСР попросту монополизировала эту сферу. Вначале они пытались заткнуть других через монополизацию. Затем создали Верховный совет радио и телевидения. Но и этого оказалось недостаточно, контроля над судебной системой недостаточно, насилия недостаточно. Нет конца репрессиям. Именно поэтому мы, журналисты, должны вместе, сообща, бороться против подобного насилия».