В Ракке восстанавливают Черный стадион, который использовался ИГИЛ в качестве тюрьмы и центра пыток. «На этом стадионе я воспитываю новое поколение», – сказал Неджва Эбузер, сопредседатель Спортивного союза Ракки.
Уже 12 лет продолжается война на северо-востоке Сирии. Время идет слишком быстро, но люди продолжают жить в тени войны. Как и все остальное, меняются и места. В этом регионе, сотни раз подвергавшемся атакам, люди всегда сталкиваются с притеснениями. Муниципальный стадион в Ракке, известный также как Черный стадион, – одно из мест, на стенах которого выгравированы следы угнетения.
Город Ракка был захвачен ИГИЛ* в 2014 году и освобожден 17 октября 2017 года Женскими отрядами самообороны (ЖОС) и Отрядами народной самообороны (ОНС). После освобождения города женщины, жившие в условиях патриархальной идеологии баасистского режима до захвата Ракки и подвергшиеся самым бесчеловечным проявлениям этой патриархальной системы после оккупации ИГИЛ, заново строят свою жизнь в рамках демократической системы. На улицах Ракки еще можно увидеть следы террора ИГИЛ. Но среди разрушенных зданий можно увидеть и новую жизнь, построенную женщинами. Незабываемые страдания в Ракке открыли путь к строительству новой жизни в противовес патриархальной системе.
Новая жизнь
Неджва Эбузер испытала на себе несправедливость патриархальной идеологии баасистского режима до того, как ИГИЛ захватила Ракку. Она видит главную цель Турции и прилагает огромные усилия, чтобы построить новую жизнь, основанную на демократии и уважении свободы женщин. Сейчас она – сопредседательница Спортивного союза Ракки. У нее есть разные истории и опыт работы на Черном стадионе, который использовался ИГИЛ в качестве тюрьмы и центра пыток.
Она создала небольшую команду
Неджва Эбузер родом из Ракки, она впервые начала преподавать каратэ в 1991 году на муниципальном стадионе в Ракке. Она обучала каратэ своих сестер, теток и двоюродных сестер, а затем создала небольшую команду, состоящую только из женщин. Имея черный пояс, Неджва Эбузер вместе со своей командой участвовала во многих соревнованиях по каратэ в Дамаске, Хомсе и многих городах Сирии.
Ей пришлось оставить каратэ
Роли, заложенные в патриархальном сознании, не позволяли ей заниматься каратэ, поскольку общество не принимало женщину, занимающуюся боевыми искусствами. «Мне было грустно и обидно; я хотела стать экспертом в каратэ. Я хотела участвовать в местных и международных соревнованиях. Мне пришлось бросить каратэ из-за моего отца. Хотя в 1999 году я попыталась снова заняться любимым делом, но столкнулся с теми же препятствиями. В 2000 году мне пришлось окончательно бросить каратэ».
«Повсюду женщины сталкиваются с ограничениями»
Неджва Эбузер вышла замуж в 2002 году. «Тогда я жила в деревне недалеко от Айн-Иссы. Я очень хотела заниматься каратэ, спортом, но наше общество не позволяет этого женщинам. Мы повсеместно сталкиваемся с ограничениями, связанными с ролями, предназначенными для женщин патриархальной идеологией. Но эти ограничения никогда не отменяли моей любви к спорту и каратэ».
Сейчас у нее около 200 учеников
Четыре года назад Турция совершила нападение на Айн-Иссу и ее деревни. «Некоторое время я оставалась в деревне, а затем решила вернуться на родину, в Ракку. После переезда я решил снова заняться каратэ. Я стала жить с семьей, у меня было плохое материальное положение. У меня был черный пояс, и я могла преподавать каратэ. Когда я впервые попала на стадион, я была потрясена: город и стадион были в руинах. До освобождения Ракки ИГИЛ использовали стадион как тюрьму. Я чувствовала себя очень плохо, вспоминая о том, что мне пришлось пережить на стадионе до того, как город был захвачен ИГИЛ. Поэтому я решила восстановить его. Сейчас я – сопредседательница спортивного союза и преподаю физкультуру. У меня около 200 учеников».
С тех пор как Неджва Эбузер стала сопредседательницей спортивного союза, она много трудится во благо спортсменок. На стадионе женщины могут заниматься тхэквондо, карате, футболом, велоспортом и т.д. Союз имеет женские команды по всем видам спорта. Говоря о разнице между сегодняшним днем и прошлым, она отметила: «Различий много. В 90-е годы женщины не могли заниматься спортом из-за социального давления. Когда город захватили боевики ИГИЛ, женщинам не разрешалось ничего делать. С тех пор как город был освобожден СДС, он изменился. Теперь женщины могут заниматься спортом».
Продолжается восстановление стадиона
Черный стадион очень важен для Неджвы Эбузер. «Мои тренировочные комнаты находились в подвале стадиона. Однако ИГИЛ использовало эти помещения в качестве камер и пыточных. Этот стадион очень важен для меня, потому что на нем я совершенствовалась и с ним связано много воспоминаний. Стадион находился на реконструкции в течение 4–5 лет. Ремонт завершили только сейчас из-за сильных повреждений».
«Я воспитываю новое поколение»
Когда Неджва Эбузер впервые пришла на стадион, ей было всего 11 лет. «Сейчас я воспитываю на этом стадионе новое поколение. Я учу их спорту. В свободное время я занимаюсь каратэ». Неджва Эбузер также призвала всех женщин «не сдаваться и противостоять патриархальной идеологии, пытающейся помешать вам реализовать свои мечты. Да, мы сталкиваемся со многими препятствиями, но мы должны бороться, упорно работать, учиться и учить».
* — террористическая организация, запрещена на территории РФ