В программу десятого выпуска Дней курдского кино «Серчаван» вошли четырнадцать художественных, короткометражных и документальных фильмов. Мероприятие, которое проходит в Вене, предлагает зрителям глубокое погружение в курдский кинематограф и события в Курдистане.
Модератор Пери Араслан вела вечер открытия Дней в четверг. Перед гостями выступили Сая Ахмад, мэр 9-го района Вены, и депутат от «зеленых» Бериван Аслан. Вальтер Байер, председатель Европейской левой партии, присутствовал в зале в качестве почетного гостя, а представитель Совета курдского общества Австрии произнес трогательную речь, назвав кинофестиваль путешествием, которое знакомит с историей, рассказами и традициями курдского народа в живой форме. Именно из-за политики ассимиляции, проводимой национальными государствами четырех частей Курдистана – Турции, Ирана, Ирака и Сирии, – голоса курдов редко слышны, а истории этого народа часто упускаются из виду, сказал он. Поэтому важно активно бороться с угнетением и политикой ассимиляции разными методами, включая кинофестивали, «которые дают нам возможность встретиться с самими собой на экране, понять себя и пригласить других разделить наши взгляды». Кино способно строить мосты между народами и культурами там, где слов часто бывает недостаточно.
Он добавил: «Курдские фильмы – живое свидетельство нашей культуры и самобытности. Они рассказывают о борьбе, мечтах, надеждах, о повседневных радостях и трудностях жизни. Кино отражает коллективную память нашего народа. Боль утраты, вложенная в эти киноленты, так же ощутима, как и радость жизни и стремление к лучшему будущему. Для нас, курдской общины в диаспоре, эти фильмы – напоминание о том, кто мы и откуда. Они укрепляют наше чувство принадлежности и позволяют нам поддерживать связь с родиной, даже когда она часто кажется далекой. Однако, для многих из нас эти фильмы ещё и выражение сопротивления – борьбы против забвения, против подавления нашей идентичности и языка. Через коллективный опыт этих фильмов мы хотим подчеркнуть прежде всего то, что нас объединяет: потребность в свободе, справедливости, жизни в мире и безопасности, сохранение достоинства. В этом смысле наши истории не только курдский опыт – это истории всех угнетенных обществ».
Многие из фильмов, представленных на кинофестивале, отмечены наградами. Часть этих кинолент была впервые показана в Австрии. На мероприятии представлены фильмы в жанре драмы, приключений и комедии; все они предлагают многогранное путешествие в разнообразную жизнь и истории Ближнего Востока.
Среди фильмов – «Бербу» режиссера Севиназ Эвдике, созданный кинокоммуной Рожавы и рассказывающий об изменениях в жизни женщин после начала турецкой оккупации их родины, и «Осажденный человек» Солин Юсеф, повествующий об истории одиннадцатилетней девочки, бежавшей из Рожавы в Берлин. Эта кинолента получила Немецкую кинопремию за лучший детский фильм в этом году.
С полной программой Дней кино можно ознакомиться на сайтах: VOTIV KINO
и SERCAVAN
Дни курдского кино «Серчаван» впервые прошли в 1999 году. На этот раз мероприятие открылось фильмом «Рожбаш» («Доброе утро») режиссера Озкана Кючюка. Художественный фильм рассказывает о труппе актеров курдского театра, которые хотят заново поставить пьесу, сыгранную ими 25 лет назад. Несмотря на все прошедшие годы, они сталкиваются с проблемами курдской идентичности и многочисленными препятствиями. Помимо внутренних конфликтов, актеры понимают, что им придется поставить пьесу так, чтобы она отвечала современности. Фильм сосредоточен на решимости героев продолжать репетиции, несмотря на все невзгоды, а спектакль представлен, как форма сопротивления. Актеры изображают самих себя, что придает фильму полудокументальный оттенок.
Двое из актеров фильма «Рожбаш», Нихат Оз и Йылдыз Гюльтекин, присутствовали на открытии и ответили на вопросы зрителей. Они отдали дань уважения стамбульскому Культурному центру «Месопотамия» (МКМ). МКМ был учреждением, которое лидировало в области курдской культуры и искусства. Одним из основателей центра был убитый писатель Муса Антер, который начал работу над МКМ в 1991 году; до того курдского театра не существовало. Центр культуры также внес ценный вклад в сферы музыки, танца, кино и литературы в борьбе с ассимиляцией и невежеством в Турции.
Сегодняшний день кинопоказов, суббота, посвящен курдскому женскому движению. Документальный фильм «Жинвар» рассказывает об одноименной деревне в автономном регионе северо-восточной Сирии, где курдские женщины строят свое уникальное сообщество. Короткометражный документальный фильм GotûbêJin анализирует образы женщин в курдском кино, а «Легерин – далекое путешествие Алины Санчес» рассказывает историю молодого аргентинского врача, которая отправляется из Патагонии через Кордову на Кубу, чтобы изучать социальную медицину. Её путь лежит через Европу в курдскую Рожаву в Сирии. Алина берет себе имя Легерин. Её история символизирует революцию, возглавляемую женщинами, соединяя разные реальности. Фильм описывает попытку героини возродить дух тех женщин, которые призывали к справедливости в знак солидарности со своими народами и борьбой братских народов. Фильм показывает связь между латиноамериканским и курдским сопротивлением и стремится преодолеть расстояния, чтобы поделиться общим опытом.