Культурный центр «Месопотамия» (MKM) был основан в Стамбуле в 1990-х годах, в период, отмеченный интенсивными военными действиями и пиком государственных репрессий. У основания центра стояла группа интеллектуалов, в которую входили Феки Хусейн Сагныч и Апе Муса (Муса Антер). В течение 34 лет МКМ служил прочным барьером против ассимиляции и одним из самых мощных центров, где курдский язык встречается с культурой и искусством. Сегодня он сохраняет традиции и продвигает наследие курдской музыки, танца и театра.
Появившись на исторической сцене, как один из первых шагов народа, чье имя, язык и песни были запрещены, музыка – тюркизирована и искажена, а истории украдены, МКМ вскоре превзошел свою изначальную миссию. Перед лицом политики ассимиляции курдов и уничтожения курдского языка МКМ стал культурным авангардом сопротивления и языковой линией фронта в самые тяжелые годы войны, доказав с помощью искусства непреходящую силу самого курдского языка.
Началась новая эра
Эта культурная инициатива возникла в то время, когда курдский язык был запрещен и отвергнут, что ознаменовало конец одной эпохи в Турции и начало новой. Сделав свои первые шаги в стамбульском квартале Тарлабаши, курдская культурная борьба успела укорениться настолько глубоко, что её больше нельзя уничтожить – ни в Турции, ни в Курдистане, ни в мире. В начале 1990-х годов, когда в Курдистане сжигали целые деревни, люди пропадали без вести в заключении, а изувеченные тела бросали в колодцы, началось мощное сопротивление. В разгар этого беззакония МКМ появился на сцене крупнейшего мегаполиса Турции, как продукт народного сопротивления. С тех пор организация потеряла десятки своих участников, которые были жестоко убиты, столкнулась с сотнями рейдов и запретами тысяч культурных мероприятий. Тем не менее, несмотря на всё давление и препятствия, люди искусства доказали, что древняя курдская культура занимает достойное и прочное место в истории человечества.
Часть борьбы за свободу
Сегодняшнее развитие курдской культуры многим обязано борьбе, которую МКМ ведет на протяжении более 30 лет. Играя решающую роль в развитии революционного искусства в Курдистане, МКМ помог донести борьбу курдов за свободу до более широкой аудитории. Музыканты и другие деятели культуры приняли на свои плечи высокую ответственность – быть народными артистами, сделав это своим руководящим принципом. Они показали курдам, которые были вынуждены мигрировать в мегаполисы после волн репрессий в Курдистане, что курдский народ не одинок. Поддерживая не только курдов, но и все угнетенные народы и общины, они продемонстрировали, что на самом деле означает революционное искусство.
Это послужило импульсом для развития курдской музыки.
Революционная курдская музыка
В то время, когда пение на курдском языке считалось равносильным самоубийству, МКМ выступала против этого угнетения через свои музыкальные коллективы, известные как KOM. Работа этих музыкальных групп доказала, что существует не только курдская музыка, но и революционное курдское искусство.
В свое время KOMы привлекали на свои концерты тысячи людей, а их альбомы продавались миллионными тиражами. Несмотря на все репрессии, они создали некоторые из самых любимых песен курдского народа, и эти песни слушают до сих пор. Центр MKM также создал платформу для курдских артистов, которым было отказано в выступлениях на сцене и запрещено петь на их родном языке, сделав важные шаги для развития и признания родного языка. Такие группы, как Koma Amed, Koma Çiya, Koma Agirê Jiyan и Koma Rewşe начали свой творческий путь в мрачной атмосфере 1990-х годов на платформе MKM и продолжили формировать курс курдской музыки. Среди тех, кто расширил фронт борьбы за курдское искусство на базе МКМ, были артисты, которые позже присоединились к курдскому освободительному движению и пали на полях сражений.
Из школы MKM вышли известнейшие музыканты и коллективы, чью музыку слушают миллионы: Koma Amed, Koma Çiya, Koma Gulên Xerzan, Koma Rojhilat, Koma Agirê Jiyan, Venge Sodirî, Koma Rewşen, Koma Mezrabotan, Koma Azad, Koma Jiyana Welat, оркестр Месопотамии, Çarnewa, Шахия Странан и Koma Asmîn.
Эта традиция остается жизненно важным наследием курдской музыки, поскольку группы KOM разработали коллективный метод работы над произведениями искусства. Многие музыканты, выступающие сегодня под эгидой МКМ, когда-то были участниками этих коллективов, где постигали сущность революционного искусства и изучали его задачи.
Центр заложил основу современного курдского театра
Помимо музыки, МКМ преуспел в создании творческих работ во всех областях курдского искусства, став новаторским учреждением, которое отметило свое имя многими значительными достижениями. В частности, МКМ заложил основу современного курдского театра.
Несмотря на все трудности, работники МКМ стремились доказать, что курдское искусство не ограничивается музыкой. Продвигая свои театральные пьесы, они поддерживали такие инициативы, как театры Jiyana Nû, Şanoya Hêlîn и Şanoya Hêvî, обучив множество актеров. Многие ведущие деятели сегодняшнего курдского театра впервые вышли на сцену в составе трупп МКМ.
Театр Jiyana Nû, поставивший десятки пьес, продолжает занимать жизненно важное место на курдской сцене. Спектакли группы нередко запрещали, актеров брали под арест, и даже их костюмы служили «доказательствами» для запрета работы труппы. Одна из актрис, Сарья (Нурсен Индже), вступила в ряды курдского освободительного движения и пала на поле боя.
Другая участница труппы, Башак Канат, была убита в результате вооруженного нападения на автобус, в котором ехала из Анкары в Стамбул в начале 1994 года. После убийства 18-летней Хелин Башак Канат коллектив Jiyana Nû основал новую труппу под названием «Шаноя Хелин», чтобы почтить память девушки.
Гованд возрождался на сцене центра «Месопотамия»
Помимо театра и музыки, инициатива МКМ также сыграла ведущую роль в возрождении курдских народных танцев, вернув к жизни гованд во всех его формах. Исполняя гованд на улицах, фестивалях и культурных мероприятиях, коллективы «Месопотамии» помогли восстановить в памяти полузабытые народные танцы, которые были преданы забвению. В первые годы существования MKM были созданы танцевальные коллективы, такие как Koma Serhildan, Koma Kendal и Koma Jovenda Şoreş. Не ограничиваясь только народными танцами, коллектив также организовывал масштабные танцевальные представления и ставил мюзиклы, сделав первые шаги к сохранению и модернизации места курдского искусства в современную эпоху.
Журнал Rewşen
На базе МКМ начал выходить Rewşen, первый журнал о культуре и искусстве на курдском языке. Созданный с миссией возродить курдскую культуру и вернуть то уважение, в котором ей долгое время отказывали, центр «Месопотамия» вписал свое имя в историю как пространство сопротивления. Сегодня, когда его вывеска снова приглашает всех желающих принять участие в культурной борьбе, – после многих лет она расположена на новом месте – МКМ воссоединяется с народом и продолжает вносить новый вклад в развитие курдской культуры в эту новую эру.
По мере расширения сферы деятельности центра репрессии росли
МКМ всегда был мишенью государственных репрессий. Его артистов арестовывали, мероприятия запрещали, а театральные постановки отменяли. Отделения «Месопотамии» как в Турции, так и в Курдистане подвергались обыскам десятки раз. Сотрудники правоохранительных органов конфисковывали архивы и костюмы, но каждый раз артистам удавалось снова начинать творить. Даже когда у них ничего не оставалось, борцы культурного фронта продолжали создавать новые пьесы и музыку. Рейды и запреты достигли такого уровня, что MKM, все мероприятия которого были запрещены, в конечном итоге был закрыт в соответствии с указом, введенным в действие чрезвычайным положением 15 июля 2016 года. Но, несмотря на это, учреждение упорно продолжало свою работу на фоне всех ограничений. За последние десять лет почти сотня мероприятий МКМ была запрещена, исполнителей задерживали, и против деятелей искусства было подано множество исков.
Народный артист – это боец своего народа
34-летняя история центра не ограничивалась давлением, запретами или арестами. МКМ пережил эти годы, никогда не отступая перед угрозой государственного давления, продолжая свою творческую деятельность даже в самые трудные времена. Эта традиция сопротивления дошла до наших дней благодаря самоотверженности артистов, музыкантов и актеров. Помимо этого, курдская культурная борьба достигла своего уровня благодаря десяткам тех, кто отдал свои жизни.
Многие из бойцов культурного фронта, начавшие свой путь в МКМ и ставшие пионерами курдского искусства, позже влились в ряды защитников прав курдского народа, объединив свои художественные взгляды с народно-освободительными идеалами.
На самом деле историю культурного центра «Месопотамия» лучше всего можно описать словами курдского режиссера Йылмаза Гюнея, который сказал: «Народный художник и артист – это народный боец». На протяжении 34 лет MKM удавалось воплощать эту философию, став живым выражением идей Гюнея и поддерживая его наследие.
В центре «Месопотамия» начинали свой путь многие артисты, позже ставшие бойцами и отдавшие жизни за свободы народов Турции: Хозан Хогир, Хозан Мизгин, Сарья (Нурсен Индже), Али Темель, Хелин Башак Канат, Авдилмалик Шешбакир, Аргеш и Хыдыр Челик.
Нарушения прав в тюрьмах сильнее всего затрагивают женщин и девочек. Женщины, чьи многие потребности —…
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…
Журналист Хусейн Айкол, перенёсший кровоизлияние в мозг дома в Анкаре 14 октября, а затем переживший…