Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

Женщины в Багдаде протестуют из-за поправок в Закон о личном статусе

Женщины, участвовавшие в протесте, потребовали, чтобы вопросы брака, развода и опеки решались гражданскими судьями, а не религиозными клириками. Они подчеркнули, что Ирак является светским государством, состоящим из множества религий и сект, и что дискриминационные религиозные законы не могут навязываться обществу.

Матери из Багдада и других пострадавших городов выразили протест в отношении поправок к Закону №188 от 1959 года о личном статусе, принятых после голосования иракского парламента по «Джафаритскому гражданскому кодексу». Они заявили, что эти поправки маргинализируют женщин и подрывают их семейные права, и потребовали их отмены.

Матери несли транспаранты с лозунгами:

  • «Права ребёнка начинаются на руках матери».
  • «Истинная справедливость начинается с матери».
  • «Мать — уникальна; её никто не может заменить».
  • «Ни один закон не может отменить материнские объятия».
  • «Не выбирайте коррупционеров, которые крадут ваших детей».
  • «Рай находится под ногами матерей, а не под вашими поправками».
  • «Справедливый закон защищает мать и ребёнка».

Эти лозунги были подняты во время протеста, прошедшего сегодня, в субботу, 20 сентября, на центральной площади Фирдос в Багдаде.

«Потерянное поколение во имя закона»

С болью в голосе одна из участниц протеста рассказала, что она вышла замуж по старому закону: «Я вышла замуж по старому закону о личном статусе, до этих поправок и так называемого Джафаритского гражданского кодекса. Тогда брачный контракт гарантировал права обеих сторон. Но сегодня, по новому закону, мужчина может жениться на второй или даже третьей жене, когда пожелает, и он имеет полную свободу в браке, разводе и рождении детей в любом возрасте. В то время как женщина ограничена временем и обстоятельствами».

Она пояснила, что жизнь женщин наполнена огромными испытаниями — от беременности и родов, воспитания и образования детей до жертвования своим здоровьем и молодостью ради семьи: «Мой брак продлился недолго, потому что мой муж был нестабилен, а его семья постоянно вмешивалась. Развод не положил конец страданиям, а лишь открыл новые двери боли. Я не получила поддержки ни от семьи, ни от общества. Разведённые мужчины часто пользуются социальными привилегиями, в то время как разведённые женщины — особенно матери — подвергаются осуждению, изображаются слабыми, легко лишаются рабочих возможностей, а их бывшие мужья продолжают оказывать давление и шантажировать их».

«Почему мой прежний брачный контракт изменяется после развода? Какой смысл менять контракт после того, как он завершён? Где моё право выбрать тип контракта, который мне подходит? Вы сделали так, что женщины возненавидели то, что называется «шариатом», из-за этих несправедливых практик. Многие женщины теперь хотят уйти из джафаритского мазхаба и перейти в ханафитский в поисках гарантий своих прав».

«Я пережила попытку убийства»

Другая женщина, ставшая жертвой поправок на основе Джафаритского гражданского кодекса, рассказала о своём горьком опыте: «Я вышла замуж по ханафитскому мазхабу. Но после развода мой бывший муж изменил наш предыдущий брачный контракт на джафаритский без моего ведома и согласия. Я подвергалась жестокому домашнему насилию — муж даже пытался убить меня. Если бы не вмешательство его семьи, меня бы уже не было в живых. Я подала на него уголовный иск, и он был приговорён к тюремному заключению».

«У меня двое детей, но этот закон не дал мне справедливости ни как матери, ни как иракской женщине. Мужчины по-прежнему держат контроль, а парламент встаёт на сторону мужчин и их прав за счёт женщин и детей. Женщины продолжают подвергаться насилию, исключению и возвращению к эпохе наложниц. Ирак не является религиозным государством, он всегда был светской страной множества религий, сект и общин. Так почему же навязываются законы, маргинализирующие и угнетающие женщин? Я никогда не откажусь от своих детей. Их отец не заплатил ни одного динара алиментов, не заботился о них и не видел их четыре года. А теперь он требует опеку? Что это за закон? Это несправедливо и угнетает каждую иракскую женщину. Мы требуем, чтобы судебная власть оставалась в руках гражданских судей, а не религиозных клириков».

«Через три года я требую опеку»

Другая женщина из Багдада рассказала, как она вышла замуж за мужчину из Наджафа и в итоге развелась из-за супружеских проблем: «Я переехала с сыном в Багдад. Несмотря на расстояние и высокие расходы, я возила его в Наджаф каждую пятницу, чтобы он видел отца. Позже мне сказали, что встречи можно перенести в Багдад, и я согласилась, потому что отец ни разу не видел своего сына. А теперь, с новой поправкой к Закону о личном статусе и принятием Джафаритского гражданского кодекса, он хочет забрать у меня опеку над сыном. Где он был все эти годы? Я несла всю ответственность — за аренду, еду, образование и всё, что нужно ребёнку. Он бросил нас из-за пустяка, оставил без помощи, а потом развёлся со мной. Теперь он вернулся и требует опеку? Это несправедливо и полностью игнорирует боль матерей».

«Мой муж использовал моё наследство, чтобы жениться на другой женщине»

Женщина из Насирии обратилась к премьер-министру и министру внутренних дел: «Мой муж работает в федеральной полиции. После смерти моей семьи я унаследовала имущество. Мы использовали его, чтобы купить землю и построить дом вместе, а также взяли государственный кредит. Годы мы жили в арендованных домах. Но через какое-то время мой муж исчез. Когда я начала расследовать, выяснилось, что он использовал моё наследство, чтобы жениться на другой женщине. Он разрушил мои мечты и построил другую жизнь. Это человечно? Где справедливость?

Потом он вернулся домой и отрицал брак. Но после большой ссоры он выгнал меня из дома. Я взяла троих детей и ушла к брату. Но мой брат не может нас содержать. Мне пришлось работать в тяжёлых условиях, потом я уволилась из-за проблем. Всё же я делала всё возможное, чтобы накормить детей.

Я наняла адвоката, вернула своё наследство и получила алименты. Но мой бывший муж заплатил только два месяца, а потом полностью перестал. С 2023 года и по сегодняшний день он не заплатил ни копейки. Я получила официальный документ для контроля и пошла в полицейский участок, где он был зарегистрирован. Там проверили систему и сказали, что он в розыске. Я снова обратилась в суд и получила тот же результат: в розыске, адрес неизвестен.

И несмотря на всё это, они утверждают, что опека принадлежит отцу? Мужчине, который даже не знает имён своих дочерей и их возраста? Мужчине, который не платит алименты, который скрывается от закона? Где справедливость? Но закон всё равно утверждает, что опека принадлежит отцу».

Источник