Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
10.12.2025

Состоялся суд над семью журналистам

Состоялось первое слушание по делу журналистов Эрдогана Алаюмата, Тугче Йылмаза, Сузан Демир, Гюльджана Дерели, Кемаля Тайлана Абатана и переводчиков Серап Гюнеш и Берфин Атлы, обвиняемых в «сознательном и добровольном пособничестве террористической организации» из-за гонораров, полученных ими за новостные статьи.

На слушании, состоявшемся в 13-м Высшем уголовном суде Стамбула, присутствовали журналисты и их адвокаты. В слушании приняли участие многочисленные журналисты, в том числе члены профессиональных журналистских организаций.

Атлы, представлявшая свою защиту на слушаниях, заявила, что её судят за авторские права и что она, будучи внештатным журналистом, писала статьи, защищённые авторским правом, для многочисленных СМИ. Берфин Атлы отвергла обвинение и потребовала своего оправдания, заявив: «Меня судят за получение 777 евро в виде авторских отчислений. Этой суммы не хватит даже на аренду жилья для одной женщины в Стамбуле».

«Должен ли я выполнять свою работу бесплатно?»

Эрдоган Алаюмат, заявив, что профессия журналиста криминализирована, отверг обвинения, заявив, что его преследуют за получение гонораров за написанные им новостные репортажи. Алаюмат, отметив, что его публикации в онлайн-СМИ также стали предметом обвинений, спросил: «Вопрос в том, кто на самом деле определяет границы журналистики. Если новостные репортажи и полученные гонорары считаются преступлениями, никто не может заниматься журналистикой. Должен ли я выполнять свою работу бесплатно?»

Обвинения были отклонены

Гюлькан Дерели, заявившая в свою защиту, что она является внештатным журналистом, подчеркнула, что публиковала материалы, защищенные авторским правом, для многих изданий, заявив: «Создание новостей и получение гонораров не являются преступлениями».

Кемаль Тайлан Абатан утверждал, что она получала гонорары за свои новостные репортажи и статьи и что этим она зарабатывает на жизнь, и просил о её оправдании. Серап Гюнеш, заявив, что она работала переводчиком за гонорары, отвергла обвинения и потребовала оправдать её. Сюзан Демир, заявив, что пишет кинорецензии с 2008 года и является журналисткой, также потребовала оправдать её.

«Нам нужно создавать новости, защищённые авторским правом, чтобы зарабатывать на жизнь», — сказала Тугче Йылмаз, добавив, что журналисты сталкиваются с многочисленными нарушениями прав. Подчеркнув, что её преследуют за освещение событий в сфере культуры и искусства, Йылмаз сказала: «Меня судят за то, что я являюсь членом самоликвидировавшейся организации. Хочу подчеркнуть иронию».

Мой клиент получил компенсацию за свою работу

Адвокат Эрдогана Алаюмата, Хазаль Сюмели из юридического отдела Ассоциации изучения СМИ и права (MLSA), заявила, что её клиент — отмеченный наградами журналист, сотрудничающий с национальными и международными агентствами. Сюмели заявила: «Гонорары, полученные нашим клиентом, считаются доказательством. Однако эти выплаты эквивалентны минимальной заработной плате на тот момент. Мой клиент, получавший гонорары в течение 15 месяцев, жил на эти доходы. Мой клиент был журналистом и получал гонорары только за свои новостные материалы. В данном случае нет никакой «поддержки организации». Поскольку «поддержка организации» должна быть добровольной. Мой клиент получил только компенсацию за свою работу. Более того, организация, о которой идёт речь, самораспустилась».

После защитных речей судебная коллегия постановила отменить меру пресечения в виде обязательной регистрации, вернуть изъятые цифровые материалы и сохранить запрет на выезд за границу в качестве меры пресечения. Суд отложил слушание до 17 февраля 2026 года для выяснения недостающей информации в материалах дела.

Источник