Алавитки в Сирии: от исторической маргинализации к религиозному насилию
В Сирии, охваченной войной, алавитки, которые десятилетиями жили в изоляции, оказались в центре событий. Они столкнулись с насилием на религиозной почве и стали жертвами структурной маргинализации, попав под двойной удар.
История алавиток в Сирии тесно связана с религиозным насилием, политическими изменениями и социальным кризисом, охватившими страну с начала кризиса в марте 2011 года. Эти женщины, которые долгое время были на периферии общественной жизни в условиях патриархального общества, оказалась в самом сердце бури. За свою принадлежность к этой религиозной общине они платят слишком высокую цену.
Исторические корни
Алавиты, или нусайри, как их называли в прошлом, — это представители эзотерического религиозного течения, возникшего в IX веке. Они нашли убежище в прибрежных горах Сирии, где жили в изоляции как в географическом, так и в социальном плане.
Традиционная роль алавиток заключалась в основном в ведении сельского хозяйства и заботе о семье. Они не участвовали активно в общественной жизни, особенно в политической и военной сферах.
Однако с начала XX века наметились первые признаки изменений. Во время французского мандата некоторые женщины начали получать образование и заниматься политической деятельностью. Появились женщины в литературе, искусстве и медицине, хотя эти достижения были скорее исключениями, чем отражением масштабных структурных преобразований.
Ограниченная открытость и молчаливое сопротивление
Хотя кажется, что в обществе произошли некоторые изменения, алавитки по-прежнему сталкиваются с серьезными препятствиями из-за глубоких патриархальных традиций. Это особенно заметно в вопросах наследования, когда в некоторых общинах их права ущемляются под предлогом сохранения «семейной собственности».
Часто жизнь женщин ограничивается пределами дома, а их ценность определяется тем, насколько они послушны и способны рожать детей. Законы, которые могли бы защитить их от насилия и обеспечить экономическую и социальную независимость, по-прежнему отсутствуют.
Однако эти представления больше не являются незыблемыми. Возрастает число течений, направленных на разрушение стереотипных ролей и установление равенства. Реальность подтверждает этот сдвиг: доля алавитских домохозяйств, возглавляемых женщинами, увеличилась примерно с 4% в 2011 году до 22% в 2023 году. Этот рост свидетельствует о том, что женщины сталкиваются с растущим экономическим бременем в условиях отсутствия правовой и социальной защиты. Такая ситуация также подчеркивает женскую силу воли, способную преодолевать ограничения и переосмысливать свои роли и достоинство.
Момент взрыва
С началом протестов во время Арабской весны 2011 года в стране вспыхнула волна насилия, которая задела каждого. Женщины стали одной из самых уязвимых групп населения: их основные права — на жилье, образование и достоинство — были нарушены. Насилие коснулось не только их тел, но и душ.
Алавитки, как и всегда, были наблюдателями со стороны, но война не обошла их стороной. Они заплатили высокую цену за свою принадлежность к религиозной общине и историю маргинализации, потеряв дома, права и возможность участвовать в восстановлении общества.
После падения сирийского режима 8 декабря 2024 года страна вступила в новую фазу хаоса. Власть захватили джихадисты из «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)*, и началась новая волна преступлений и ответного насилия на религиозной почве. Алавитки стали особой мишенью для джихадистских группировок, особенно ХТШ, которые оправдывали свои преступления, называя их «остатками режима».
Между выкупом и унижением
В прибрежной Сирии, где проживает большинство алавитов, произошли массовые убийства, унесшие тысячи жизней, в том числе женщин и детей. Похищение стало систематическим инструментом подавления алавиток.
Местные и международные правозащитные организации, включая Amnesty International, задокументировали десятки подобных случаев на сирийском побережье с начала 2025 года. Среди жертв были как маленькие дети, так и женщины старше сорока.
Организация сообщила, что получала сообщения от активистов и правозащитных групп, которые помогают женщинам, о том, что сотни женщин были похищены, а их судьба и местонахождение до сих пор неизвестны.
В последние дни в Хомсе также наблюдается серьезная напряженность, которая сопровождается столкновениями и вспышками насилия в районах, населенных преимущественно алавитами. С начала декабря 2024 года Сирийская сеть по правам человека зафиксировала более 221 убийства гражданских лиц в Хомсе, включая женщин и детей, а также 89 случаев похищения людей.
Мотивы, которые лежат в основе этих преступлений, могут быть самыми разными: требование выкупа, принудительные браки, торговля людьми, а также унижение на религиозной почве.
Ситуация усугубляется тем, что официальные лица предпочитают молчать о происходящем. Несмотря на обещания временного правительства создать «Сирию для всех сирийцев», реальность оказывается иной.
Комитет по установлению фактов, созданный Ахмедом аш-Шараа (аль-Джулани), отрицает, что получал какие-либо сообщения о похищенных женщинах. Такие инциденты описываются как «добровольный побег» или «нравственные проблемы», что является вопиющим отрицанием происходящей несправедливости.
Возникает фундаментальный вопрос: как преступник может быть членом комитета по установлению фактов?
Отсутствие расследований и систематической помощи
Истории о похищениях на сирийском побережье сильно отличаются друг от друга. Некоторые женщины возвращались домой после выплаты выкупа, а другие исчезали без следа.
Одна из таких историй — история 29-летней Марвы, которая пропала по пути в Тартус. Ее семья рассказала, что ей угрожали убийством и требовали выплатить выкуп четырьмя частями, но эти попытки не увенчались успехом. Связь с Марвой прервалась, и ее родные были в отчаянии, пока не получили сообщение в мессенджере с ее номера. Неизвестный написал: «Забудьте о девушке. Пусть никто не вмешивается, иначе мы отправим ее вам обратно по частям».
Абир, другая жертва похищения, была похищена в Сафите. Позже она связалась со своей семьей с иракского номера телефона, чтобы сообщить, что находится за пределами Сирии. Однако после выплаты выкупа связь снова прервалась.
Марва и Абир — не единственные жертвы. Сотни девушек из алавитской общины пропали без вести в провинциях Тартус, Латакия и Хама. Половина из них вернулась. Некоторые молчат, опасаясь мести или общественного осуждения.
В большинстве случаев, когда семьи обращались за помощью, они сталкивались с насмешками или безразличием со стороны властей, которые иногда описывали некоторые ситуации как «романтические отношения». В результате не было создано никаких официальных документов, и настоящие расследования не проводились.
Согласно сирийскому законодательству, похищение людей является уголовным преступлением, за которое полагается тюремное заключение. Однако из-за отсутствия судебной власти и раздробленности государственных институтов практически невозможно привлечь виновных к ответственности. Нет отлаженных механизмов правосудия переходного периода и независимых следственных комитетов, что создает широкие возможности для безнаказанности.
Многогранное насилие
Насилие в отношении женщин в Сирии затрагивает не только алавиток, но и представительниц других конфессий — сунниток, христианок, друзок. Джихадисты из ХТШ совершают тяжкие преступления, включая изнасилования и насильственное перемещение, что является структурным явлением, которое усугубляется войной, обычаями и отсутствием закона.
В преддверии международных 16 дней активных действий против насилия в отношении женщин, картина становится безрадостной: женщины, вынужденные покинуть свои дома, похищенные женщины, пострадавшие от насилия, и сообщества, оправдывающие молчание во имя чести, религиозных убеждений или страха.
Чтобы противостоять этой ситуации, необходимо признать, что перемены зависят не только от законов, но и от воли самих женщин, а также от солидарности межконфессионального сообщества. Нужно услышать голос алавиток, как и каждой сирийской женщины. Ведь они не только жертвы, но и активные участницы политического процесса, свидетельницы и борцы за справедливость.
*ХТШ — террористическая организация, запрещена на территории РФ