В обществе существует множество концепций, которые бросают негативную тень на роль и образ женщин. К числу таких концепций относится понятие вдовства, имеющее сложные социальные и культурные коннотации.
Академия жинеологии (институт, занимающийся наукой о женщинах) провела углубленное исследование истории вдовства с целью анализа исторических корней этого понятия и его влияния на жизнь женщин. Теперь мы стремимся пролить свет на результаты этого исследования в надежде сделать всё возможное, чтобы переоценить эти представления и изучить связанные с ними социальные паттерны, унаследованные нами из прошлого.
По словам Захрибан Хуссейн, представительницы Академии жинеологии, исследование началось, основываясь на послании Оджалана, отправленном курдским лидером 8 марта. В этом открытом обращении он рассказал о различных культурных феноменах, повлиявших на жизнь женщин, включая сати, и упомянул о своем видении того, как могут вести жизнь свободные женщины.
Захрибан говорит: «С тех пор, как курдский лидер направил свое послание, Академия работает над изучением этих культурных явлений. Мы уделили особое внимание идее сати, проводя широкие дискуссии и занявшись углубленными исследованиями. Сегодня мы хотим поделиться нашими выводами с обществом, веря в важность осознания и анализа в построении более справедливого будущего для каждой из нас».
«Понятие вдовства и период Идда происходят из культуры сати»
Хуссейн отметила, что на Ближнем Востоке и в культуре человечества в целом существуют социальные концепции, навязываемые женщинам, но не мужчинам, что отражает глубоко укоренившуюся дискриминацию. Исследования и дискуссии вокруг термина «вдова» показали, что его часто понимают как «женщина, оставшаяся без мужчины», и в определенных контекстах это понятие имеет негативные оттенки.
«Когда мы углубились в изучение мифов и различных языков мира, – говорит исследовательница, – мы обнаружили, что концепция вдовства занимает видное место. В переводе с японского слово «вдова» означает «та, кто ещё не умерла», а на другом языке оно означает «жизнь, продолжающаяся после смерти». Такое разнообразие значений одного-единственного термина отражает богатство и культурное многообразие этого понятия.
Когда умирает женщина, для её мужчины, оставшегося в одиночестве, не используется никакого специального термина, на него не накладывают ограничений, похожих на те, с которыми сталкивается вдова. Например, согласно исламскому праву, женщина должна соблюдать период Идда (выжидания – прим.), длящийся четыре месяца и десять дней после смерти её мужа, в течение которого ей запрещено выходить из дома. Подобные практики заставляют нас задуматься о корнях этих идей, и мы обнаружили, что термин, означающий вдову, происходит из культуры сати. Эта культура практиковалась в некоторых древних обществах и дает о себе знать по сей день».
Что такое культура сати?
Наша собеседница объяснила, что древнеиндийская культура сати – слово из санскрита, означающее «чистую» или «святую» женщину, которая жертвует собой ради своего мужа, – уходит корнями в философию раджпутского периода истории Индии. Согласно древнему поверью, сати считалась достойной женщиной, которую можно преподнести в дар, символизирующий высшую форму верности и самопожертвования.
Хуссейн говорит: «Считалось, что благодаря акту жертвоприношения женщина может освободить себя и свою семью от бремени перерождения или реинкарнации. В индуистских верованиях реинкарнация вела к превращению души умершего в другое существо, например, в животное или птицу».
Хотя в настоящее время эта практика законодательно запрещена, в традиции сати вдова добровольно или по принуждению шла на погребальный костер своего мужа, сжигая себя заживо. Её просили выбрать между смертью и воссоединением с мужем или продолжением жизни в роли вдовы. Такой выбор мог повлечь за собой общественное осуждение и огромные страдания.
«Женщины были вынуждены жертвовать жизнью»
Захрибан Хуссейн подчеркнула, что пройти такой путь требовали исключительно от женщин; от мужчин никогда не требовалось приносить себя в жертву на погребальных кострах умерших жен, ни в прошлые века, ни сегодня: «Сожжение было обязательным только для женщин, в то время как мужья были избавлены от такой страшной участи.
Когда мы размышляем о сохранении этой культуры, то видим, что она не исчезла полностью, а продолжает свое существование в различных формах на Ближнем Востоке и в других частях мира благодаря старым традициям, которые всё ещё придают очертания жизни женского населения. Эти практики вынуждают многих мириться с мрачной судьбой, уготованной патриархатом и существующими социальными ожиданиями, как будто от женщин требуется лишь жертвовать собой и хранить молчание перед лицом реальности. Бремя мужчин несравнимо с этими требованиями».
Исследование в области жинеологии: понимание жизненного опыта женщин
В рамках исследования Академии жинеологии научные сотрудницы встретились с несколькими женщинами, потерявшими своих мужей, чтобы понять их личный опыт и пролить свет на реальность, в которой те живут после утраты.
Наша собеседница поделилась историей одной из респонденток, которая рассказала следующее:
«После смерти моего мужа и возвращения в родительский дом я поняла, что никогда не жила для себя, а всегда существовала для мужчины. Когда мне что-то было нужно, я сталкивалась с серьезными финансовыми проблемами и даже не знала, к кому я могу обратиться за помощью. В тот момент я осознала, что моя жизнь вращалась вокруг мужа и детей, а не вокруг меня самой».
«Свобода – достойный жизненный путь»
Исследовательница убеждена, что свобода и экономическая независимость – краеугольный камень расширения прав и возможностей женщин. «С начала революции в Рожаве, – сказала она, – мы подчеркивали необходимость того, чтобы женщины проявляли себя как в экономической сфере, так и в других областях жизни общества. Если мы хотим, чтобы женщина могла продвигаться по службе, она должна быть образованной, иметь знания и помнить о своих правах.
Когда женщина получает знания и обретает экономическую независимость, она начинает ясно видеть свой путь, и этот путь – дорога к подлинной свободе. Поэтому все женские организации и учреждения северо-восточной Сирии работают над поддержкой наших соратниц в различных областях, стремясь добиться свободы и прогресса, чтобы дать женщинам возможность жить достойно и независимо».
«Патриархальный менталитет – основная причина неравенства»
Подводя итоги, Хуссейн подчеркнула, что все ограничения и проблемы, с которыми сталкиваются женщины, будь то социальные трудности или сложности, связанные с религией, обычаями или традициями, проистекают из патриархального господства: «Именно этот менталитет является основной причиной сегодняшней дискриминации и неравенства, сохраняющегося в наших сообществах.
Изменение этого менталитета станет фундаментальным шагом на пути к реальным решениям проблем. Если мы хотим построить равноправное и справедливое будущее, мы должны начать с работы над демократической структурой семьи, гарантирующей равенство и взаимное уважение между всеми её членами. Такая семья свободна от доминирования и контроля».
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…
Журналист Хусейн Айкол, перенёсший кровоизлияние в мозг дома в Анкаре 14 октября, а затем переживший…
Журналистская ассоциация «Диджле Фират» (DFG) опубликовала доклад «Нарушения прав человека в отношении журналистов в ноябре».…