Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

Бахар Эврин: впереди решающий этап борьбы за свободу женщин

Член Академии жинеологии Бахар Эврин сказала в интервью ANF, что 25 ноября, Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, — это не символическая дата: «Если мы хотим совершить революцию на Ближнем Востоке, мы должны сначала осуществить революцию мировоззрения. Мы обязаны преодолеть границы, которые возвели для нас. Борьбу нужно выстраивать на фундаменте идей Абдуллы Оджалана».

Абдулла Оджалан в «Манифесте мира и демократического общества» утверждает, что корень фемицида кроется в «замороженной двойственности и отсутствии диалектического потока мысли». Что вы можете истолковать эти слова?

В «Манифесте демократического общества» Абдулла Оджалан развивает новые интерпретации по женскому вопросу. Конечно, он уже анализировал эти проблемы в своих более ранних работах. В частности, в разделе «Свобода и равенство» «Манифеста демократической цивилизации» он исследовал различия между мужчинами и женщинами и отмечал, что многие социальные проблемы проистекают из специфики отношений между полами.

В своём новом манифесте он углубляется ещё дальше. Абдулла Оджалан подчёркивает, что основополагающая проблема лежит в мировоззрении: женственность и мужественность возникли как результат диалектики природы. Он объясняет, что общественная проблема начинается, когда это различие превращается в противостояние. И он подчёркивает, что решение возможно только через диалектику.

Когда отношения между женщинами и мужчинами или их биологические различия преподносятся как противостояние, то возникает конфликт. Если мы посмотрим на мифологические, религиозные, философские или даже научные формы мысли, человечество постоянно истолковывало женщин и мужчин как две противоборствующие сущности. К женщинам относились не исходя из их социальной и исторической идентичности, а просто как к биологическим существам. В результате мужчина, видя себя субъектом, установил господство над женщиной. Эта идея власти не остановилась на этом — она пошла дальше к форме доминирования над природой и над обществом в целом.

Абдулла Оджалан подчёркивает: если к этому вопросу не подходить диалектически, социальные проблемы будут только усугубляться. Этот момент имеет ключевое значение. Мы ясно видим это сегодня в государственной идеологии: различия воспринимаются как угроза. Различные сообщества, верования и идентичности считаются опасностью, хотя на самом деле они составляют богатство жизни.

Абдулла Оджалан напоминает нам, что различие само по себе является одной из величайших форм богатства жизни. И если мы не будем рассматривать отношения женщин и мужчин с этой точки зрения, у нас будут лишь усугубляться проблемы.

Абдулла Оджалан сказал: «Пока не будет преодолена культура изнасилования, истина общества не сможет проявиться в философии, науке, эстетике, этике или религии». Как следует противостоять такой глубоко укоренившейся проблеме?

Проблема изнасилования не является ни временной, ни ограниченной определённым историческим моментом. Глядя на историю, мы видим, что домогательства и изнасилования существовали всегда, а социальные завоевания женщин непременно подпадали под удар. Мы видим это даже в мифе об Энки и Инанне. Мы не рассматриваем изнасилование исключительно как сексуальное насилие. Оккупация страны, разрушение природы и атаки на достижения женщин — это тоже своего рода изнасилование. Абдулла Оджалан говорит и о культурном, и о политическом изнасиловании.

Культуру изнасилования подпитывает милитаризм. Во времена войн и конфликтов женщины очень страдают от сексуального насилия. На самом деле изнасилование становится инструментом власти. Оно используется как оружие против общества, и одной из основных причин этого является господство, установленное над телами женщин.

Изнасилование означает превращение чего-либо в собственность, установление контроля над этим. Вместе с культурой собственности разрастается и культура изнасилования. В XXI веке она сохраняется в той или иной форме по всему миру. В последние годы мы особенно видим рост насилия и изнасилований в отношении женщин в Курдистане. Но женщины все сильнее противостоят этому.

Культура изнасилования — плод патриархального мышления. И нам нужно сильное сопротивление. Абдулла Оджалан однажды сказал женскому движению: «Если вы не сможете понять культуру изнасилования, вы не сможете говорить о свободе». Потому что изнасилование — это не только посягательство на сексуальность. Это насилие против ценностей и социальных завоеваний женщин.

Что может противостоять изнасилованиям лучше всего, так это организованное, образованное и сознательное общество. Почему сегодня нет мощного противовеса сексуальному насилию? Потому что, хотя оно и признано «преступлением», общество по-прежнему склонно винить женщин. Они часто становятся жертвами, но с ними обращаются как с преступниками. Вот почему нельзя молчать.

Само государство является частью системы изнасилования. По этой причине осведомлённость общества и социальные рефлексы могут играть решающую роль. Если мы говорим об нравственном и политическом обществе, то необходимо выработать сильную реакцию против любой формы нападок на женщин.

Женские движения провели многочисленные кампании по повышению осведомлённости об этой проблеме. Абдулла Оджалан также критикует нас, женщин, говоря, что мы делаем недостаточно. Вот почему необходима многомерная борьба.

Я хочу подчеркнуть ещё один момент: изнасилование часто изображают как частное недоразумение. Его сводят к «сексуальным склонностям» или «личному отклонению». Но изнасилование напрямую связано с властью. Мы не можем рассматривать фемицид или «убийства чести» как просто семейные неурядицы. Это порождение государственной системы и патриархата.

Женщины должны иметь смелость говорить о том, что они пережили. Необходимо разрушать табу и укреплять общественное сознание.

Благодаря тому, что Абдулла Оджалан критиковал порабощение женщин, курдянки стали свободнее. По его словам, была «создана культура свободной женственности». Но он всегда напоминал: «У вас есть лишь десять процентов свободы». А что такое полностью свободная женщина?

Абдулла Оджалан заявлял, что его приоритетом в рамках курдского освободительного движения всегда была борьба за освобождение женщин. Тезис о том, что «общество не может быть свободным, пока не свободны женщины», принадлежит ему. Его работа последовательно строилась на этом фундаменте. Он анализировал положение женщин и семьи, а потом пришел к выводу, что на оккупированных землях Курдистана проблемы достигли пика. По этой причине ещё до того, как предложить основать науку о женщинах — жинеологию, Абудулла Оджалан уже разработал многочисленные теории и анализы. Он приложил огромные усилия для культивирования культуры свободы, и каждый шаг в рамках женской борьбы стал мерой этой свободы. Борьба — это не о том, чтобы достичь определённой точки и остановиться.

Освободительное женское движение добилось значительных успехов. В последние годы оно стало источником вдохновения как в теоретическом, так и в практическом плане. Со всего мира к нам приезжают женщины.

Быть женщиной на Ближнем Востоке — это сталкиваться с тяжелыми препятствиями. Женское движение противостоит всем этим трудностям и пытается создать женскую конфедерацию по всему региону. Хотя женщины имеют разнообразные идентичности и опыт, они должны уметь создавать общую программу. Абдулла Оджалан определяет женщин как нацию. Вот почему они должны объединиться. В частности, нужно на самый высокий уровень поднять борьбу против насилия в отношении женщин.

В 2008 году Оджалан открыл новую главу в борьбе за свободу женщин своим предложением создать жинеологию. Благодаря этому курдянки проложили путь к свободе. Тем не менее, впереди предстоит сделать еще многое. Женщины также играют центральную роль в процессе построения мира и демократического общества. Абдулла Оджалан заявил, что женщины несут историческую ответственность, и ещё раз напомнил, что XXI век — это век женщин.

Мы говорим, что прежде всего должны быть освобождены женщины. По мере того, как женщины обретают свою свободу, может быть построено демократическое общество. Впереди решающий этап.

Абдулла Оджалан говорил, что «чтобы победить в истории, нам нужны женщины-общинницы». Он также утверждает: «Без свободы женщин нельзя быть социалистом, и социализм не может существовать», ясно давая понять, что свобода женщин — это основа всех свобод. Что такое женщина-общинница?

Абдулла Оджалан подходит к отношениям между женщинами и мужчинами с социалистической точки зрения. «Настаивать на социализме — значит настаивать на человечности», — говорит он. В своей работе «Убить мужчину» он утверждает, что ликвидация маскулинности — это шаг к социализму. Он видит исторические корни общественных проблем в конфликте между государством и общинным обществом. В этом смысле женщина-общинница — это также женщина-социалистка. Абдулла Оджалан приводит деревню Жинвар в качестве примера, указывая на важность усиления женских коммун. Свободная общинница и социалистка должны разделять одни и те же основополагающие принципы. С революцией в Рожаве было сделано много шагов. Множество женщин порвали с навязанными им ролями. Многие пробудились. Строится общинная культура.

Если мы хотим совершить революцию на Ближнем Востоке, мы должны сначала осуществить революцию мировоззрения. Мы должны преодолеть границы, которые возвели для нас. Свою борьбу мы должны выстраивать на фундаменте идей Абдуллы Оджалана. Мы должны уничтожить образ мышления, в рамках которого женщина — это собственность. Но для этого нужны борьба и просвещение. В предстоящий период, надеемся, мы будем активнее трудиться над этим.

Пользуясь случаем, в преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, я хочу подчеркнуть, что 25 ноября — это не символическая дата. Мы должны покончить с официальной идеологией. Мы верим, что, если нам это удастся, насилию в отношении женщин действительно можно будет положить конец.

Источник