Чимен Шине, член координационного совета Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), в интервью корреспонденту ANF, в преддверии Международного дня борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, который отмечается 25 ноября, рассказала о сопротивлении женщин Восточного Курдистана иранскому правительству и о том, как растет женское общественное движение по всему Ирану.
— В 2022 году в Иране произошло восстание под лозунгом «Женщина, жизнь, свобода», которое возглавили женщины из Восточного Курдистана. Это движение быстро распространилось за пределы страны и охватило весь мир.
В ответ иранское правительство усилило репрессии — арестовывало и казнило активистов. Однако, несмотря на все эти меры, удалось ли государству подавить стремление народа к справедливости, свободе и равенству?
— Восстание, иначе говоря, серхильдан, которое было вызвано убийствами Шилер Ресули и Жины Амини в Восточном Курдистане, стало катализатором волнений не только в Иране, но и по всему миру. Атмосфера, рожденная лозунгом «Женщина, жизнь, свобода», продолжает вдохновлять, вселять смелость и гордость.
В Восточном Курдистане движение «Женщина, жизнь, свобода» произвело настоящий переворот и поставило на повестку дня женскую революцию. Акции протеста, особенно в Восточном Курдистане, имели далеко идущие последствия. Но самое важное то, что этот лозунг стал универсальным языком свободы, принятый женщинами во всём мире. Это имеет огромное значение. Чтобы укрепить и институционализировать этот лозунг, женщины должны продолжать расширять свою борьбу.
По всему миру и в других частях Курдистана состоялось множество конференций и собраний, организованных женщинами. В период с 2024 по 2025 год мы, как АСЖВК, провели две крупные конференции и множество мероприятий.
Сейчас наша задача — организовать это движение и интегрировать его в повседневную жизнь. Каждая из нас несёт ответственность за это.
Сегодня тысячи женщин, участвовавших в восстании «Женщина, жизнь, свобода», остаются непоколебимыми. Никто не отступил за последние три года, несмотря на отравления молодых женщин, казни и массовые аресты.
Молодые женщины не оставляют борьбу. Это стремление к демократии, свободе и справедливости не имеет границ. Иранское общество находится в постоянном движении, и уровень сознательности и осведомлённости женщин в Иране и Восточном Курдистане не может снизиться.
В связи с 25 ноября я хотела бы сказать следующее: Иран должен отказаться от социального насилия. Обществом нельзя управлять военными методами.
Идеи Абдуллы Оджалана находят отклик у женщин во всем мире, включая иранок и жительниц Восточного Курдистана. Курдянки черпают свою силу и веру в свободу из учения курдского лидера. Именно они несут свет свободы.
Чтобы эти идеи нашли своё отражение в Иране, мы призываем к расширению борьбы за свободу «Женщина, жизнь, свобода».
Если женщины в Иране и Восточном Курдистане не сдаются, то это потому, что они черпают свою уверенность в парадигме, разработанной Абдуллой Оджаланом. Их преданность ему глубока и непоколебима.
Для всего человечества Абдулла Оджалан является величайшим источником надежды. Вот почему женщины считают, что его свобода неотделима от их собственной.
Иранки, которые выступили против угнетения, заявляли: «Я не хочу жить в ограничениях. Моё тело и мои волосы — мое дело».
Девушки, которые отстаивали свои права на неприкосновенность, сталкивались с жестокостью и изнасилованиями. Однако, несмотря на это, они не сдавались и были среди лидеров восстаний, проходивших в последние три года. Это храбрость сознательных женщин.
За последние три года женщины открыли новую страницу в истории Ирана, выступая против системы мужского господства. Некоторых девушек отправляли в психиатрические лечебницы, потому что они осмелились противостоять патриархальному государству.
Иранки и жительницы Восточного Курдистана ясно дали понять: «Вы не можете ограничить нашу свободу, вынуждая нас носить хиджаб».
События в Иране и Восточном Курдистане сегодня оказывают значительное влияние на Курдистан, Ближний Восток и мир в целом. Период, начавшийся с гибели Шилер Ресули и Жины Амини, характеризуется ростом общественной борьбы и активности женских организаций благодаря сопротивлению народов Ирана и Восточного Курдистана. Это стало движущей силой для построения демократического Ирана. И это народный выбор.
Женщины Ирана и Восточного Курдистана показали свою волю к демократии. Ни одна сила не смогла подавить их стремление к свободе и справедливости. Революция «Женщина, жизнь, свобода», во главе которой стали женщины, молодежь и трудящиеся, сегодня еще ярче проявила свое политическое и социальное влияние. Она станет отправной точкой для будущих революционных событий.
В Иране уровень насилия в отношении женщин резко возрос. Женщинам, пережившим изнасилование, грозят убийством собственные семьи. И это вина режима мулл.
Но лозунги «Женщина, жизнь, свобода» укрепили надежду женщин на свободу, справедливость и мир — идею Абдуллы Оджалана.
Мы должны привлечь к ответственности патриархальные власти. Сегодня сопротивление женщин превратилось в силу, которая проложит путь к свободе.
Ни иранское правительство, ни другие диктатуры не могут не замечать то, что люди хотят свободы. И это стремление имеет давние корни.
Женщины, активно участвующие в борьбе за демократию, не теряют своего рвения. Они никогда не прекращали выходить на улицы. Они готовы платить любую цену за свободу. Они не боятся казни и рискуют своей жизнью на площадях и улицах.
Иранки и женщины Восточного Курдистана стали настоящим источником вдохновения для многих. Они отдают свои жизни за свободу общества, вдохновляя других на смелые поступки.
Даже если репрессии будут усиливаться и казни продолжаться, женщины не откажутся от требований свободы. Все государства мира должны осознать это.
2025 год стал поворотным для всех борцов за свободу и демократию. Это также коснулось народа и женщин Ирана. Их стойкость придала 2025 году особое значение. Все они победили.
Во время двенадцатидневной ирано-израильской войны Иран понес значительные потери. Женщины были вынуждены покинуть свои дома, многие из них пострадали. Дети также испытали сильное потрясение.
Главная проблема Ирана заключается в демократизации. В таком многообразном обществе демократия станет настоящим лекарством. Женщины никогда не отказывались от этого требования.
— Что бы вы сказали женщинам по случаю 25 ноября?
— 25 ноября мы отмечаем этот день, вдохновленные борьбой женщин за свободу. Наследие сестер Мирабаль стало символом сопротивления и стремления к демократии. Их помнят во всем мире как олицетворение непокорности за их борьбу и достоинство.
Абдулла Оджалан первым рассказал нам о значении 25 ноября. Он объяснил, что этот день символизирует, и показал, как можно противостоять системе мужского господства через демократическую борьбу.
Я хочу почтить память всех женщин, которые боролись за свободу и погибли. Мы клянемся, что построим утопию свободы, создав мир без насилия. Вместе мы будем бороться еще активнее.
25 ноября не перестаёт вдохновлять нас на новые свершения. Мы видим, как женщины в Курдистане, на Ближнем Востоке, по всему миру и в Иране всегда были движущей силой восстаний.
«Женщина, жизнь, свобода» — линия свободы, которая символизирует стойкость, мужество и мощную атмосферу, — стала основой для концепции Ирана, свободного от фемицида, и международной борьбы женщин за свои права.
25 ноября женщины во всём мире выходят на улицу. В этом году, как никогда ранее, общество объединяется для самообороны. Вдохновлённые движением «Женщина, жизнь, свобода», женщины продолжают выстраивать организацию, словно океан, который распадается на миллионы волн.
Жительницы Ирана и Восточного Курдистана не перестают быть лидерами этой исторической волны. Они выражают свою точку зрения 25 ноября через действия.
Мы призываем к ответу господствующую маскулинность. Единственный способ противостоять культуре изнасилования — это коллективная организация и освобождение женщин.
— Как сопротивление женщин из Восточного Курдистана вдохновило более широкое женское движение по всему Ирану?
— В XXI веке революция «Женщина, жизнь, свобода» стала стимулом для женщин на Ближнем Востоке и во всем мире, вызвав бурю эмоций и перевернув сознание людей. Эта революция затронула все слои общества.
Особенно сильно её влияние ощутили женщины в Иране и Восточном Курдистане. Они прониклись философией «Женщина, жизнь, свобода» и показали это на деле, проявляя невероятную смелость и решимость во всех сферах жизни.
К 2025 году иранский колониальный режим стал казнить еще больше людей в попытке подавить и контролировать растущую силу женской революции. Однако общество, и в особенности женщины, отказались смириться с этим. Их неповиновение стало новым началом, объединив женщин и укрепив связи внутри движения.
В условиях, когда мир стоит на грани Третьей мировой войны, насилие в отношении женщин становится все более систематическим. Эта жестокость узаконена в рамках национальных государств. По мере формирования нового баланса сил эти формы насилия продолжают отражать свою идеологию.
С точки зрения Абудуллы Оджалана, только революционный прорыв может противостоять давлению и насилию, с которыми сталкивается общество из-за угнетения женщин. Он подчёркивал важность создания независимых женских организаций. Сегодня его идеи о женском движении, изложенные в Манифесте о демократическом обществе, являются основой для женщин в Иране и Восточном Курдистане.
Идеи Аблуллы Оджалана стали источником вдохновения для женщин по всему миру. Они также придали огромную силу и чувство свободы женскому движению в Иране.
— Существует ли что-то общее между борьбой курдских, белуджских, азербайджанских и арабских женщин в Иране?
— На протяжении многих лет мы предпринимали множество совместных инициатив в рамках общих платформ. В частности, мы встречались и работали вместе, чтобы бороться с фемицидом и демократизировать Иран. После восстаний деятельность женского альянса в Восточном Курдистане стала ещё более активной.
В 2024-2025 годах были организованы две крупные конференции, которые объединили женщин из разных регионов. Эти собрания вышли за рамки простой солидарности и начали закладывать основу для прочных и автономных платформ.
Эти совместные усилия продолжаются. Женщины Ирана и Восточного Курдистана участвуют в многонациональных демократических женских платформах, где в основе лежит солидарность. Сегодня важно как никогда раньше добиваться национального единства.
У нас, женщин, есть множество общих проблем. Демократизация — это основной приоритет как для женщин в Восточном Курдистане, так и для всех женщин Ирана.
Совместные конференции и организационные усилия создали прочную основу для долгосрочных инициатив. Одним из результатов конференции «Женщина, жизнь, свобода» стало появление этих общих организационных начинаний, которые продолжаются в рамках различных совместных мероприятий.
В этой связи наша кампания «Нет — казням, да — свободной жизни» все еще продолжается. Наряду с борьбой за национальное единство женщин, эта кампания должна оставаться в центре внимания для всех женщин. Для нас в АСЖВК это стратегическая программа и ключевая перспектива.
Мы обращаемся к демократическим кругам Восточного Курдистана, к женщинам, которые придерживаются социалистических и левых взглядов, к тем, кто участвует в демократических исламских инициативах, к экологическим группам и ко всем женщинам и феминистским движениям.
Важно, чтобы мы объединились более широко и представительно. Только вместе мы сможем демократизировать Иран. Как АСЖВК, мы находимся на этапе формирования стратегических альянсов и развития долгосрочной работы, основанной на принципах женского конфедерализма.
Как женщины Восточного Курдистана, мы считаем, что крайне важно активизировать нашу работу. Страдания белужек, азербайджанок, арабок, курдянок и персиянок одинаковы. Нас всех захлестнула одна и та же волна государственного насилия.
Мы можем положить конец этому угнетению. Как женщины Ирана и Восточного Курдистана, мы должны объединиться, чтобы построить новый, демократический Иран. Свободная жизнь придет благодаря нам. Иран, где женщины живут свободно, где ни одна не сталкивается с угрозой изнасилования, станет реальностью только тогда, когда в прошлое уйдут патриархальные законы.
— Согласно имеющимся данным, с начала 2025 года в Иране было казнено по меньшей мере 1106 человек, личности которых были установлены, в том числе 30 женщин. Как вы думаете, что стоит за этим ростом? И каковы были причины казни этих 30 женщин?
— Необходимо заявить: иранский клерикальный режим с его политикой геноцида и гендерной дискриминации использует насилие как инструмент контроля над женщинами, народами и обществом. Используя националистические законы и шариат, диктатура пытается удержать общество в постоянном состоянии страха и принуждения.
Казни проводятся с целью запугать женщин, навязать им свою волю и подчинить их. Эта жестокость и бесчеловечность стали нормой, особенно после восстаний. Сегодня почти ни в одной стране мира не проводятся казни. Это преступление против человечности, варварство, фашизм и геноцид, которому нет оправдания.
С восхищением я отношусь к смелому сопротивлению, которое ведут в иранских тюрьмах такие женщины, как Зейнаб Джалалиан, Вариша Муради и Пахшан Азизи.
В наше время крайне важно решительно противостоять политике пыток и казней, проводимой иранским режимом, и активизировать борьбу с этими ужасными явлениями. В обществе есть женщины, молодые люди и целые сообщества, которые верят в философию свободы и готовы пойти на любые риски ради возможности жить свободно.
Фашизм, сексизм, национализм и религиозный фундаментализм в первую очередь направлены против женского стремления к свободе. Поэтому женские движения должны осознать свою ответственность за борьбу с этими негативными явлениями. Наша задача — самоорганизоваться и придать обществу энергию для сопротивления. В этом заключается наша роль лидеров.
Борьба с казнями является актуальной темой для женских движений, и мы не должны оставаться в стороне от этого важного вопроса.
Женщины в Иране и Восточном Курдистане, как внутри страны, так и за её пределами, прониклись духом времени. Именно поэтому иранский режим реагирует на это с такой жестокостью, увеличивая количество казней. Тысячи женщин были арестованы, отравлены, заключены в тюрьмы, стали жертвами домашнего и сексуального насилия. Обществом правят антиженские законы.
Ужасает, что к августу 2025 года было казнено 841 человек, и мы знаем, что к ноябрю это число значительно возрастёт. Не только женщины, но и представители всех общин и национальностей, проживающих в Иране, сталкиваются с одинаковой опасностью.
Реакция женщин была однозначной: «Настало время свободы». Восстание, организованное женщинами в более чем 90 населенных пунктах Ирана и Восточного Курдистана, положило начало новому историческому периоду. Искра революции была зажжена.
В авангарде протестов были женщины. Первые дни и месяцы этого революционного этапа были крайне важными. Сейчас закладывается фундамент для долгосрочного сопротивления. Из самых глубин общества поднимается революционная волна.
Восстание женщин, угнетенных как представительницы класса, пола и нации, стало настоящим потрясением для системы. В Иране женщины являются движущей силой революции и сыграли решающую роль в этих восстаниях. Именно они принесут в страну демократию.
Иранки обладают необычайной силой, жизнестойкостью и глубоким стремлением к свободе. В некоторых районах, например, в Хеврамане, до сих пор сохранились черты неолитического и естественного строя. Женщины из Керманшаха очень сильны. Персиянки, белуджки и курдянки тоже обладают огромной силой. Их культурная глубина дает им значительное влияние и возможность стать лидерами в построении общества.
Уникальность революционного процесса, который разворачивается в Иране и Восточном Курдистане, заключается в том, что впервые в истории началось массовое движение за свободу женщин. В этом движении, известном как «Женщина, жизнь, свобода», каждый символ революции стал олицетворением борьбы женщин за свои права.
Революция заговорила голосом женщин, полным цветов демократической нации и духом свободы. Именно женщины формировали её эстетику, а её символы обрели новый смысл и ценность, служа делу освобождения.
Сжигание хиджаба стало символом освобождения. Образ замкнутой, домашней женщины рухнул, а вместе с ним и классическая модель маскулинности. И эти изменения принесли женщины.
В Иране, где женщины были превращены в предметы быта, это восстание сделало их движущей силой преобразований. Они стали образцом достоинства. Они — женщины, которые раньше были молчаливыми рабынями, которых вынуждали заниматься проституцией, которых удерживали за решеткой, которых пытали или даже казнили.
Сегодня тысячи их последовательниц ведут масштабную революционную борьбу с системой, в которой господствуют мужчины. Студентки, в частности, определяют демократические перемены как революцию. Вот почему в Иране чаще всего казнят женщин: если можно подавить женщин, то можно подавить и стремление общества к свободе. Женщина — это движущая сила перемен, революции и свободы, и клерикальный режим это знает.
В Иране женщин казнят за то, что они выступают за демократические перемены и свободу. Вариша Муради и Пахшан Азизи — активные борцы за эти идеалы. Мы верим, что их борьба увенчается успехом, и свобода восторжествует.
Объединившись, женщины стали символом новой этику свободы в Иране. Ни одно демократическое или освободительное движение не может быть успешным без участия женщин и их голоса. Однако иранский режим продолжает идти по пути репрессий, пыток, обнищания женщин, убийств чести и фемицида, которые стремительно набирают обороты.
Режим считает, что запугивание женщин казнями может сломить их волю и заставить подчиниться. Мы имеем дело с режимом, который живет глубоко патриархальными ценностями.
Менталитет иранского режима основывается на идее гегемонистской маскулинности. Однако, несмотря на многочисленные казни, правда прорывается наружу.
Иранское общество жаждет свободы, и одна истина остаётся неизменной: режим не может подавить эту силу, борющуюся за свободу и революцию. Во время восстания «Женщина, жизнь, свобода» общество ощутило потенциал парадигмы свободы. Важно подчеркнуть это.
В Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин мы должны признать преобразующую силу революции «Женщина, жизнь, свобода» как ключевую перспективу построения демократического Ирана. Мы, женщины, должны объединиться, чтобы привлечь к ответственности этот антиженщинный режим.
«Женщина, жизнь, свобода» — вот чем мы должны руководствоваться.
Мы обращаемся ко всем женщинам в Иране: давайте организуем наше восстание в соответствии с «дорожной картой свободы».
Почему именно женщин и молодежь казнят чаще всего? Потому что они главные носители свободы.
Сегодня Абдулла Оджалан вновь открывает перед женщинами путь к освобождению. В своем Манифесте о демократическом обществе он предлагает самый решительный ответ на требования иранок к свободе.
Единственная парадигма, которая может положить конец казням, — это парадигма свободы женщин. Общества, которые идут к свободе, всегда побеждали.
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…
Журналист Хусейн Айкол, перенёсший кровоизлияние в мозг дома в Анкаре 14 октября, а затем переживший…
Журналистская ассоциация «Диджле Фират» (DFG) опубликовала доклад «Нарушения прав человека в отношении журналистов в ноябре».…