Кинолента Bîra Sûrê / Sur’un Hafızası («Память о Суре»), созданная журналистом Азадом Алтаем, проливает свет на глубокие изменения в старых районах города Амед (Диярбакыр), который стал местом действия одного из самых продолжительных комендантских часов в современной Турции в 2015 и 2016 годах.
Документальный фильм, снятый в сотрудничестве с информационным агентством «Месопотамия», журналистской ассоциацией «Диджле-Фират» (DFG), продюсерской компанией PEL и режиссером Вейси Алтаем, реконструирует масштабные разрушения исторических зданий и общественных связей после осады турецкими войсками шести кварталов Сура – старого города. Съемки начались в середине 2021 года, и в этой работе участвовало множество журналистов.
«Второй Толедо» и массовые разрушения
В декабре 2015 года Сур был оцеплен, и несколько кварталов закрыли для гражданского населения до конца 2022 года. Тогдашний премьер-министр Ахмет Давутоглу пообещал перестроить старый район, превратив его во «второй Толедо». По информации, которая упоминается в фильме, было разрушено более 3500 зданий, включая многочисленные церкви, мечети, хамамы и исторические жилые здания.
В отчете турецкой Палаты инженеров и архитекторов TMMOB за 2019 год зафиксирован снос по меньшей мере 334 официально охраняемых зданий. Однако, реальные цифры могут быть намного выше.
Вместо исторических зданий в Амеде были построены современные многоквартирные дома, напоминающие о тюремной архитектуре. Новые здания были обнесены забором, и городской пейзаж утратил индивидуальность. Новое коммерческое помещение на центральной улице было «предоставлено инвесторам» и предназначено для рекламных съемок западным компаниям.
Угасающие воспоминания и утраченная социальная жизнь
Фильм рассказывает о превращении древних мощеных улиц в безликие бетонные пейзажи, фиксируя не только разрушение архитектурных памятников, но и крах сообществ: это конец дружелюбных кварталов, общественной жизни и культурной преемственности. Интервью рассказывают о трагедиях перемещенных жителях, чьи дома исчезли и прежняя жизнь была разрушена.
«Камера показывает нам не только разрушенные стены, но и угасающие воспоминания, приглушенные голоса и утраченную повседневность», – говорится в описании фильма. По словам режиссера, новые кварталы, обнесенные стенами, знаменуют собой не только архитектурные утраты, но и намеренно созданное культурное разделение – между прошлым и настоящим, между историей и забвением.
Борьба против забвения
По словам создателей, их произведение – нечто большее, чем документальный фильм: это сопротивление забвению и кинематографическая запись попыток стереть память и идентичность.
В самом сердце северо-восточного сирийского кантона Джазира, на главной улице Аль-Хасаке, есть небольшой магазинчик. Как…
Нарушения прав в тюрьмах сильнее всего затрагивают женщин и девочек. Женщины, чьи многие потребности —…
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…