Categories: Культура

Документальный фильм о потере исторической памяти Сура

Кинолента Bîra Sûrê / Sur’un Hafızası («Память о Суре»), созданная журналистом Азадом Алтаем, проливает свет на глубокие изменения в старых районах города Амед (Диярбакыр), который стал местом действия одного из самых продолжительных комендантских часов в современной Турции в 2015 и 2016 годах.

Документальный фильм, снятый в сотрудничестве с информационным агентством «Месопотамия», журналистской ассоциацией «Диджле-Фират» (DFG), продюсерской компанией PEL и режиссером Вейси Алтаем, реконструирует масштабные разрушения исторических зданий и общественных связей после осады турецкими войсками шести кварталов Сура – старого города. Съемки начались в середине 2021 года, и в этой работе участвовало множество журналистов.

«Второй Толедо» и массовые разрушения

В декабре 2015 года Сур был оцеплен, и несколько кварталов закрыли для гражданского населения до конца 2022 года. Тогдашний премьер-министр Ахмет Давутоглу пообещал перестроить старый район, превратив его во «второй Толедо». По информации, которая упоминается в фильме, было разрушено более 3500 зданий, включая многочисленные церкви, мечети, хамамы и исторические жилые здания.

В отчете турецкой Палаты инженеров и архитекторов TMMOB за 2019 год зафиксирован снос по меньшей мере 334 официально охраняемых зданий. Однако, реальные цифры могут быть намного выше.

Вместо исторических зданий в Амеде были построены современные многоквартирные дома, напоминающие о тюремной архитектуре. Новые здания были обнесены забором, и городской пейзаж утратил индивидуальность. Новое коммерческое помещение на центральной улице было «предоставлено инвесторам» и предназначено для рекламных съемок западным компаниям.

Угасающие воспоминания и утраченная социальная жизнь

Фильм рассказывает о превращении древних мощеных улиц в безликие бетонные пейзажи, фиксируя не только разрушение архитектурных памятников, но и крах сообществ: это конец дружелюбных кварталов, общественной жизни и культурной преемственности. Интервью рассказывают о трагедиях перемещенных жителях, чьи дома исчезли и прежняя жизнь была разрушена.

«Камера показывает нам не только разрушенные стены, но и угасающие воспоминания, приглушенные голоса и утраченную повседневность», – говорится в описании фильма. По словам режиссера, новые кварталы, обнесенные стенами, знаменуют собой не только архитектурные утраты, но и намеренно созданное культурное разделение – между прошлым и настоящим, между историей и забвением.

Борьба против забвения

По словам создателей, их произведение – нечто большее, чем документальный фильм: это сопротивление забвению и кинематографическая запись попыток стереть память и идентичность.

Источник

ВИАН

Recent Posts

Женские коммуны: организационная основа для решения проблем и содействия равенству

Женские коммуны на северо-востоке Сирии способствуют усилению роли женщин и их демократической организации, обеспечивая полноценное…

6 часов ago

Женщины Северо-Восточной Сирии играют решающую роль в борьбе с болезнями

В Северо-Восточной Сирии женщины играют решающую роль в защите общественного здоровья в периоды высокой сезонной…

10 часов ago

Женщины не позволят разрушить Шейх-Максуд и Ашрафие и защитят свободу

В преддверии Нового года десятки сотрудников Сил внутренней безопасности продолжают ежедневное патрулирование улиц Хасаке. Смены…

2 дня ago

ЖОС объявили о смерти командира Беритан Фуад

Пресс-центр Женских отрядов самообороны (ЖОС) опубликовал заявление, в котором сообщается о смерти командира Беритан Фуад.…

2 дня ago

Женская платформа Южного Курдистана осудила нападки на Лейлу Зану и потребовала защиты

Продолжается поток откликов по поводу сексистских и расистских нападений на Лейлу Зану во время матча…

3 дня ago

Женская комиссия НКК осудила нападение на Лейлу Зану как удар по воле курдских женщин

Женская комиссия Национальный конгресс Курдистана (НКК) опубликовала письменное заявление по поводу расистских и сексистских нападений…

3 дня ago