Революция в Рожаве была не просто военной или политической борьбой, развернувшейся в одном географическом регионе. Эта революция также является воплощением видения справедливой, эгалитарной и общинной жизни, к которой человечество стремилось веками. Она как жемчужина, которая особенно ярко сияет на Ближнем Востоке. Поэтому Рожава стала общим сознанием не только тех, кто сопротивлялся, но и тех, кто думал, создавал, мечтал и творил. На данном этапе искусство вновь напомнило о своей исторической роли; оно объединило эстетическое и политическое, эмоции и сознание, индивидуальное творчество и коллективную борьбу.
На этот раз искусство стало единым сердцем, единым голосом и единым телом в невиданной масштабной форме. Созидательный и конструктивный характер искусства усилил сопротивление и одновременно широко открыл путь для искусства и совместного творчества. Стало очевидно, что художник — это не просто свидетель, а человек, созидающий и ведущий за собой авангард. Художник снова вышел на историческую сцену как мощный субъект, создающий эмоции, указывающий на прекрасное, доброе и общее, направляющий человека от одиночества к общинности. Самый яркий пример этого мы наблюдаем в песнях, поднявшихся во время сопротивления в Рожаве. Песня «Em Bernadin» («Мы — Бернадин») стала визуальным и мелодическим выражением всех наших чувств. Вот что такое искусство: там, где есть сопротивление и искусство, колониализм ослабевает. Искусство дает наилучший ответ национальному государству, которое пытается создать психологию поражения. Мы видели миллионы людей, марширующих с песнями сопротивления, сливающихся в один голос. Мы видели, как они сливаются в одно сердце.
В последний месяц роль интеллигенции и художников в развитии этой большой солидарности вокруг Рожавы неоценима. Требование мира искусства и литературы к демократии, свободе и равенству нашло сильный отклик в лице Рожавы. Художники из разных народов, говорящие на разных языках и представляющие разные культуры, стали голосом этого сопротивления; через музыку, живопись, театр, литературу они рассказали миру о Рожаве. Не только создавались произведения; укреплялась солидарность, устанавливались связи, преодолевались границы. Визит группы художников к борцам сопротивления в Рожаве продемонстрировал, насколько конкретна и подлинна эта связь. Художники объединились и создали совместные работы. Художники из Европы приехали в Рожаву и приняли участие в национальном движении.
Сочинялась музыка, рисовались картины; матери, отцы и дети слились воедино на улицах. Искусство переплелось с повседневной жизнью; сопротивление дышало и жило. События также во всей своей ясности выявили конфликт между государством и коммуной (обществом). Перспектива и призывы манифеста демократического общества ожили на улицах.
Сегодня борьба в Рожаве — это столкновение двух разных образов жизни, двух разных мировоззрений. Рожава показала, что в этом конфликте возможны общинная жизнь, коллективный труд и общее будущее.
Именно поэтому это сильное чувство причастности и защиты по отношению к Рожаве, этот поток национального сознания и общей солидарности не должен оставаться временной реакцией. Для нас, курдов — и для всех народов, связывающих себя с этой борьбой — эта энергия должна обрести структурные, систематические и устойчивые формы. Эмоции должны встретиться с организацией; солидарность должна встретиться с общими механизмами принятия решений; а эстетическое творчество должно встретиться с коллективным планированием.
В этот момент перед нами предстает историческая необходимость проведения Национальной конференции курдской культуры и искусства. Такая конференция, объединяющая художников из всех четырех частей Курдистана, где происходит обмен опытом и обсуждаются области совместного творчества, может стать не просто событием, а началом долгосрочного культурного и политического процесса. Эта конференция создаст платформу, где художники смогут познакомиться друг с другом, совместно размышлять и воплотить в жизнь принципы совместного творчества на долгосрочную перспективу.
Быть коммуной и работать сообща — это сегодня одна из самых фундаментальных обязанностей искусства. Мы живем во время коллективного света, который включает в себя и индивидуальные искры.
Мы, как художники, можем быть авангардом гораздо более масштабной эстетики; гораздо более сильного, инклюзивного и преобразующего сотрудничества. Путь, открытый революцией в Рожаве, нужно не только защищать; его нужно расширять посредством искусства, культуры и совместного творчества. Мы с помощью искусства можем вести гораздо более масштабную борьбу.
Этот путь обретает смысл, только когда по нему идут вместе. Мы знаем, что весна близка для тех, кто сопротивляется.
В Иране и Восточном Курдистане продолжают раскрываться личности людей, погибших во время продолжающихся протестов. Кадры…
Движение свободных женщин (ДСЖ) выступило с письменным заявлением относительно файлов Эпштейна. В заявлении подчеркивается, что…
Адвокат правозащитницы Наргис Мохаммади сообщил, что Первая палата Революционного суда Мешхеда приговорила Наргис Мохаммади к…
Кобани находился в блокаде уже несколько недель – город окружили войска и наемнические формирования, воюющие…
Командование Женских отрядов самообороны (ЖОС) опубликовало следующее заявление в честь Мизгин Жиян, сражавшейся в горах Курдистана, несшей…
Командование Женских отрядов самообороны (ЖОС) опубликовало следующее заявление в честь Мизгин Жиян, сражавшейся в горах Курдистана, несшей…