Женщинам-заключенным запрещено всё: конфискуются даже пинцеты!
Нарушения прав в тюрьмах сильнее всего затрагивают женщин и девочек.
Женщины, чьи многие потребности — от предметов гигиены до элементарных бытовых нужд — не удовлетворяются или находятся под запретом, также лишены медицинского обслуживания и социальных прав. Женщинам, испытывающим трудности в получении самых основных вещей, не выдают такие предметы, как пинцеты, гигиенические прокладки, книги, газеты или шальвары (традиционные штаны).
В контексте этих нарушений Ассоциация юристов за права и свободу (АЮПС) в Диярбакыре, Комиссия по правам женщин и Комиссия по тюрьмам Коллегии адвокатов Диярбакыра провели встречи с женщинами-заключёнными в тюрьмах Харпета, Эрзинджана, Эрзурума и Диярбакыра.
Адвокат Баахар Эрылмаз, член Комиссии по тюрьмам Коллегии адвокатов Диярбакыра, которая заявила, что на основе полученных в ходе этих встреч свидетельств они обратятся в правовые инстанции, также обратила внимание на растущее число женщин-заключённых в тюрьмах.
«ЧИСЛО ЖЕНЩИН-ЗАКЛЮЧЕННЫХ ВОЗРОСЛО»
Бахар Эрйылмаз отметила, что заявления в основном подаются в Министерство юстиции, а уголовные дела иногда подаются в аппарат омбудсмена или Генеральную прокуратуру. Она поделилась данными Ассоциации гражданского общества в пенитенциарной системе за ноябрь 2025 года. Напомнив, что тюрьмы в Турции переполнены на 40-50%, Эрйылмаз заявила, что в них содержится 19 969 женщин-заключенных, 194 из которых — девочки. Она добавила: «В прошлом году число женщин-заключенных составляло 11 407, а в этом году оно увеличилось до 19 969. Это примерно на 75% больше. Число девочек также увеличилось на 102%. Переполненность тюрем напрямую связана с многочисленными проблемами: от питания и гигиены до доступа к воде и вентиляции».
«КОНФИСКУЮТ ДАЖЕ ПИНЦЕТЫ»
Баахар Эрылмаз, указав, что одной из областей с наиболее частыми нарушениями прав является здравоохранение, перечислила происходящее следующим образом: «В лазарете не уделяется должного внимания, а лекарства выдаются с опозданием. При направлении в больницу заключённые часами ждут в автобусах-«кольцах» внутри клетки, на обследование их доставляют в двойных наручниках, которые не снимают во время осмотра. Врачебная тайна нарушается жандармами. Доступ к гигиеническим прокладкам очень ограничен; распределяемые прокладки низкого качества. Также норма горячей воды недостаточна. Пища низкого качества как по размеру порций, так и по питательной ценности. Заключённым с целиакией, вегетарианцам или веганам не предоставляется питание, соответствующее их диете. Кормящим матерям не выдают дополнительное питание».
«ОБЫСКИ С РАЗДЕВАНИЕМ И ОСМОТР ПОЛОСТИ РТА СТАНОВЯТСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКИМИ»
Бахар Эрйылмаз также заявила, что в женской тюрьме типа T в Элязыге изымаются даже предметы первой необходимости, такие как пинцеты, добавив, что это стало систематической практикой. Она продолжила: «Обыски с раздеванием, осмотр полости рта и продление сроков заключения стали систематическими. Родственников, приходящих на свидания, заставляют проходить обыски полости рта. Просьбы заключённых о встрече с начальником тюрьмы и администрацией отклоняются. Запросы на перевод отклоняются без каких-либо обоснований».
«МУЖСКОЕ ГОСУДАРСТВО СКАЗЫВАЕТСЯ И НА ТЮРЕМНЫХ ПОРЯДКАХ»
Подчеркнув тяжёлые условия изоляции в тюрьмах типов Y, S и тюрьмах строгого режима, Баахар Эрылмаз отметила, что в этих местах изоляция и отчуждение (теcrit ve izolasyon) очень суровы. Баахар Эрылмаз, подчеркнув, что международные стандарты, такие как Бангкокские правила (обращение с женщинами-заключёнными), «Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин» и Стамбульская конвенция, не принимаются во внимание, дала следующую оценку: «Женщины на каждом этапе своей жизни находятся под контролем патриархальных норм. Тюрьма — это место, где это давление наиболее концентрированно. Структура, которую мы называем «мужским государством», в тюрьмах становится гораздо более заметной. Несмотря на эти тяжёлые условия, надежда — в организованной борьбе (örgütlü mücadele). Мы верим, что женская борьба против логики мужского государства будет поддерживаться как внутри, так и снаружи. Борьба даёт жизнь. Для устойчивого общественного мира мы должны уделять больше внимания нарушениям прав в тюрьмах, внедрять правовые нормы и создавать контролируемый, прозрачный механизм инспектирования».
«В ТЮРЬМАХ УГНЕТЕНИЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ НАИБОЛЕЕ ОСТРО»
Подчеркивая суровую изоляцию, с которой сталкиваются заключённые в тюрьмах Y, S и строгого режима, Бахар Эрйылмаз подчеркнула крайнюю строгость условий содержания в этих учреждениях. Бахар Эрйылмаз подчеркнула, что международные стандарты, такие как Бангкокские правила, КЛДЖ и Стамбульская конвенция, не принимаются во внимание, и дала следующую оценку: «Женщины находятся под контролем патриархальных норм в каждый момент своей жизни. Тюрьма – это место, где это угнетение проявляется наиболее остро. Структура, которую мы называем «мужским государством», гораздо более заметна в тюрьмах. Несмотря на эти суровые условия, надежда кроется в организованной борьбе. Мы верим, что борьба женщин с менталитетом «мужского государства» будет продолжаться как внутри, так и за пределами тюрем. Борьба будет продолжаться. Для обеспечения устойчивого социального мира мы должны активнее бороться с нарушениями прав человека в тюрьмах, внедрять правовые нормы и создать контролируемый и прозрачный механизм инспекций».