Женщины сушат томаты под палящим солнцем
С наступлением теплого сезона и закрытием школ на лето многие семьи в Курдистане начинают искать сезонную работу. Выезжая из разных городов, люди отправляются собирать фундук, лук, картофель или работать в теплицах и на полях, где они вынуждены жить в палатках. Несмотря на многочисленные трудности, с которыми они сталкиваются, ежедневных выплат за эту работу недостаточно для удовлетворения самых базовых потребностей в условиях сегодняшней инфляции.
Руки, ноги и глаза сгорают под палящим летним солнцем
Чтобы избежать поездок на огромные расстояния в поисках заработка и поработать на собственной земле, сельскохозяйственные работники из Урфы приезжают в Амед (Диярбакыр) сушить помидоры. Им часто приходится работать при температуре, достигающей 47 градусов. На участке для сушки помидоров неподалеку от центра Амеда рабочие проводят по восемь часов в день под палящим солнцем. Они живут в палатках, которые установили неподалеку, в течение почти трех месяцев сбора урожая. Работа начинается ранним утром: собранные помидоры быстро разрезают пополам, солят и оставляют сушиться. Через несколько дней, после того как овощи высыхают, их собирают и просеивают перед подготовкой к продаже.
Работницы и работники часто режут себе руки ножами. Чтобы защитить ладони, они обматывают перчатки скотчем. Многие не могут носить обувь из-за сильной жары. Семьи собираются вместе, чтобы работать и жить в палатках, и все, от детей до стариков, трудятся на иссохших полях. Однако, на плечи женщин ложится самая тяжелая ноша: работая в сушильном цехе, они также вынуждены поддерживать жизнь в своих палатках. Они готовят еду, присматривают за детьми и стирают одежду вручную. Женщины, выполняющие эту работу, говорят, что получают за свой труд совсем немного, будь то в палатках или на полях. Тем не менее, они переносят тяготы в надежде сделать зимние месяцы более сносными.
«Мы обязаны работать», – говорят они, рассказывая о тяжелых условиях и своем неустанном труде.
Экономический кризис влияет на доходы
Рахиме Ишик, приехавшая на заработки из Вираншехира, сообщила, что доходы от такого труда снизились по сравнению с предыдущими годами. Женщина упомянула ухудшающуюся экономическую ситуацию, объяснив, что каждый уходящий год кажется тяжелее предыдущего.
Ишик говорит: «Мы убираем площадку, а затем раскладываем помидоры. Что бы мы ни делали, сколько бы ни зарабатывали, всё это дается с трудом. Мы просыпаемся в пять утра и начинаем работать, отдыхаем в полуденную жару и начинаем трудиться снова, когда спадает температура. Мы сами производим этот товар, но из-за роста цен у нас больше нет дохода, который мы получали прежде. По сути, мы работаем только для того, чтобы нам хватило на еду. Всё стало дороже; фермерам всё тяжелее жить. Эта работа чрезвычайно сложна: с утра до ночи вы находитесь под палящим солнцем, а вода становится горячей. Люди работают здесь вместе со своими детьми. Все товары настолько дороги, что, что бы мы ни делали, результат не меняется, и прибыль получают все, кроме нас».
За такой тяжелый труд нет должной отдачи
Другая работница, Ремзие Ишик, рассказала, как люди целый день работают под палящим солнцем, но не получают почти никакой отдачи за свой труд. Её дети работают бок о бок с ней, перенося те же суровые условия:
«Мы начинаем трудиться в пять утра и заканчиваем в восемь вечера. Жара изматывает нас. В палатках мы стараемся укрыться в тени, но в полдень здесь становится совсем невыносимо. Все наши дети здесь, с нами, и им приходится так же тяжело. Днем мы работаем, а ночью защищаем детей от скорпионов. Как только закрываются школы, мы либо приходим сюда выполнять эту работу, либо отправляемся зарабатывать на стройку. Мы трудимся здесь, чтобы пережить зиму. Несмотря на все наши усилия, ежедневные выплаты, которые мы получаем, настолько скудны, что этих денег толком не хватает ни на еду, ни на питье, ни на детей. Для нас это очень обременительно. Это иссушающее поле убивает каждую клеточку вашего тела.
Все, кто работает здесь, пришли на поля со своими детьми; среди нас есть матери, которым уже за семьдесят. Жизнь стала настолько тяжела, что люди вынуждены работать в самую жару в таких ужасных условиях просто для того, чтобы выжить. Всё это делается просто для выживания, ради куска хлеба».
Вынужденный труд
В палатке, где живет Мадина Акинджи, приходится стирать белье в тазу. Как только стирка закончится, женщина отправится в поле чистить помидоры. Акинджи говорит, что работать приходится везде и постоянно, но достойного вознаграждения за свой труд люди никогда не получают.
Акинджи сказала: «Сейчас я стираю одежду вручную; чай или еда должны подождать, потом я иду работать в поле. Наши руки иссушены, кожа всегда в трещинах и порезах. Что мы можем сделать? Мы вынуждены работать. Мы сгораем под этим солнцем только для того, чтобы как-то позаботиться о наших детях, и страдаем от всевозможных болезней. Отдохнув всего два-три часа в день, мы начинаем всё сначала. Мы приезжаем сюда, потому что это близко; другие места, где можно поработать, находятся ещё дальше и условия там суровее. Мы терпим трудности, чтобы наши дети могли учиться и не голодали. Каждое лето мы вынуждены работать, чтобы заработать на жизнь. Что бы ни случилось, мы стабильно проводим лето в полях каждый год. Мы выполняем любую работу, но денег хватает только на то, чтобы купить немного муки и масла для дома. А средства, которые мы зарабатываем, не имеют реальной покупательной способности».