Женский марш достиг Анкары: участницы призвали признать право на надежду и свободу
Марш, организованный Движением свободных женщин (ДСЖ), который стартовал из Амеда (Диярбакыр) под лозунгом «Мы идём к свободе с надеждой», достиг Анкары на шестой день своего пути. В каждом городе, через который проходили участницы, женщин встречали с большим энтузиазмом. В понедельник они завершили свой путь маршем к закрытой тюрьме Синджан в столице Турции.
После марша активистка ДСЖ Зейнеп Сипджик выступила с речью, приветствовав всех от имени женщин, выступающих за прочный мир:
«Мы отправились из Амеда 1 октября с нашими сумками, полными мира. Как вы знаете, курдский национальный лидер Абдулла Оджалан находится в суровой изоляции уже 26 лет. Он не провёл это время впустую в четырёх стенах из бетона — он трудился на благо народа, разрабатывая свою философию. Он создал философию для нас, для людей, и хотел, чтобы мы воплотили её в жизнь. Мы принесли с собой мир, который положили в наши сумки, и дарили подарки из этих сумок каждому клочку земли, куда ступали, и каждой женщине, с которой здоровались».
«Мы пришли сюда за миром»
Зейнеп Сипджик подчеркнула, что они прибыли в Анкару, чтобы потребовать конкретных шагов на пути к миру:
«Как вы знаете, процессы примирения проходят во многих странах. В таких процессах самым важным условием является освобождение политических заключённых и открытие пути к миру в обществе. Мы также ждём, когда отсюда, из столицы, будет направлено сообщение об освобождении мистера Оджалана и его друзей, чтобы их товарищи поверили — сделан искренний шаг».
Сипджик также обратилась к политзаключённым:
«На этот раз мы пришли сюда за миром. В следующий раз мы придём, чтобы поприветствовать вас и вместе выступить за мир».
«Турция обязана выполнять судебные решения и соблюдать конвенции»
Сопредседатель Ассоциации юристов за свободу (ÖHD) Экин Йетер заявила:
«Этот марш имеет историческое значение. Среди нас — женщины из всех слоёв общества. Мы выступаем с исторической миссией, выражая требования народа Турции о равенстве и демократии. Мы говорим от имени всех, кого убивали, разделяли и маргинализировали в Курдистане и Турции. Мы выступаем за право на надежду. Это право возникло сначала как индивидуальное — в лице господина Оджалана — и теперь стало коллективным. Оно закреплено решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), однако не было признано в течение 11 лет. Турция обязана выполнять решения ЕСПЧ и соблюдать Европейскую конвенцию по правам человека».
«Режим не способствует мирному процессу и созданию демократического общества»
Экин Йетер отметила, что все ждут реализации права на надежду после того, как Комитет министров Совета Европы возложил на Турцию обязательство его исполнения. Она напомнила, что из-за невыполнения этого решения 24 женщины-заключённые в тюрьме Синджан до сих пор не были освобождены, несмотря на то, что полностью отбыли свои сроки наказания.
Йетер заявила, что продолжение этой практики, несмотря на законные требования, неприемлемо:
«Все знают, что нынешний режим не способствует процессу установления мира и построения демократического общества. Он не способствует формированию нравственного и справедливого политического пространства. Именно поэтому мы вышли на этот марш».
Она завершила своё выступление словами:
«За нами правда, наши требования законны. Борьба, которую мы ведём, уже открыла путь этому процессу и обеспечит его развитие. Господин Оджалан и его друзья также будут бороться — на этот раз свободно».