Журналистка и писательница Бутайна Гриби пишет о творчестве и жизни тунисской певицы Салихи, чей путь пришелся на первую половину двадцатого века. Гриби интересует не только исключительный голос этой женщины, но и история её жизни – путь трансформации от детства и юности в традиционной культуре к мастерству и достойному вкладу в музыкальную и социальную историю Туниса.
Тунисская журналистка Бутайна Гриби написала книгу о покойной певице Салихе (Саллуха бинт Ибрагим бин Абдельхафид), обладательнице редкого голоса с чистым бедуинским акцентом. Книга рассказывает о всех этапах её жизни, от непростого детства до обретения славы.
Работы Гриби посвящены жизни женщин, которые внесли вклад в тунисское искусство. В настоящее время она работает над новой книгой о Хабибе Мсике, одной из самых выдающихся певиц и актрис Туниса первой половины двадцатого века. Гриби рассказывает об обстоятельствах смерти женщины, убитой своим мужем.
Комментируя свое решение написать о Салихе, она говорит, что эта женщина была не просто выдающимся творцом в истории тунисской музыки, но и примером знаковой биографии, которая отражает изменения в жизни женщин. Салиха имела непростое детство и создала себе опоры, занимаясь искусством.
Наша собеседница рассказывает: «В своей книге «Саллуха Салиха: жизнь меж двух берегов» я попыталась описать путь Салихи не только как человека искусства, но и как пример того, как социальный и политический контекст формирует личность и как обычная девочка может стать великим деятелем культуры».
Она отметила, что путь Салихи в мир музыки было нелегким – женщина подвергалась различным формам травли и морального насилия и была вынуждена идти на уступки, чтобы выжить в сфере, которая не была милосердна к певицам.
«Вот почему я вижу в ней бойца, а не просто артистку»
Гриби считает, что Салиха «внесла свой вклад в сохранение тунисского музыкального наследия в период основания культурной ассоциации La Rachidia в 1930-х годах, когда было нелегко найти глубокий и сильный голос, подходящий, чтобы увековечить это наследие. Её присутствие было культурной необходимостью. Салиха воплощает в себе множество образов: образ моего поколения, образ будущих поколений и образ женщин, которые были до нас. Она – тунисская женщина, чей путь пришелся на 1930-1950-е годы, время, отмеченное колониализмом и полным отсутствием организаций, защищающих права женщин.
История целого общества
Однажды я задала себе вопрос: Салиха умерла в возрасте 44 лет, но её имя оставило неизгладимый след в памяти нашего народа. Сегодня мы живем дольше, но часто жизнь проходит незаметно, не оставляя о себе памяти. Салиха была женщиной, жившей в более суровых условиях, чем мы, но она многого добилась.
Этот личный вопрос привел меня к ней. Что касается объективных причин, побудивших меня написать о певице, то каждый документ, который я находила, менял облик Салихи в моих глазах и побуждал меня к дальнейшим исследованиям, пока я не почувствовала, что она была не просто личностью, а целой историей, рассказывающей о жизни общества.
Больше всего меня потряс последний концерт певицы, состоявшийся в 1953 году. Это побудило меня к написанию песен. Тогда Салиха лежала в больнице после перенесенной операции, и врач предостерег её от выступления из-за высоких рисков. Но в Тунисе впервые был организован магрибский концерт, и она решила покинуть больницу, не посоветовавшись с врачами. Она пела перед публикой, держась за стул, с выражением усталости на лице. Люди задавались вопросом: Салиха пела или плакала?
Её последней песней была Maridh Fani («Умирающая пациентка»), и она скончалась примерно через полмесяца. Салиха открыла для меня возможность писать о женщинах-артистках, испытывающих трудности. Закончив эту книгу, я решила описать биографию Хабибы Мсики, противоречивой фигуры, история которой, как я считаю, была неполной».
Искусство было связано с общественной жизнью
Писательница добавила, что одним из её мотивов начать описывать истории женщин была вызывающая тревогу нормализация насилия. Когда она разбиралась в обстоятельствах смерти Хабибы Мсики, то обнаружила множество комментариев, оправдывающих убийство, даже от женщин, таких как «она это заслужила», «она предала его, поэтому он убил её», «он имел право».
Бутайна Гриби считает, что такая реакция поднимает серьезные вопросы: «Какие психологические особенности и культура заставляют нас оправдывать насилие? И действительно ли её убил муж?»
Эта история полна пробелов и заслуживает серьезного исследования, убеждена писательница, напоминая о том, что певицы той эпохи были не просто голосами, но и активными деятельницами политической среды: «Искусство не было изолировано от того, что происходило в Тунисе, и важно понять тот период через роль, которую в нем играли женщины».
Гриби добавила, что с детства интересовалась путями самовыражения. Она выросла в консервативной среде и должна была находить способы, позволявшие заняться творчеством. В юности будущая писательница начала с поэзии, затем занималась театром, которому посвятила десять лет, после чего заинтересовалась журналистикой, научными исследованиями и, наконец, принялась писать книги.
Она отметила: «Для меня писательство – не просто самовыражение, но и размышление. Это то, что позволяет мне обрести спокойствие; это попытка оставить свой след».
Возможно, её цель – однажды представить в области медиа и коммуникации теорию или идеи, которые изменят ситуацию в Тунисе к лучшему.
«На Международной книжной ярмарке в Тунисе я встретила девушку, которая сказала мне, что хочет писать, но не может. Я ответила: «Просто пиши. Не думай об издательствах или реакции на свои труды. Выплесни свое состояние на бумагу таким, как ты его ощущаешь. Искренний текст найдет свой путь к людям».
«Пишите, бунтуйте, дерзайте и не молчите, если вы уважаете язык», – сказала Гриби, подводя итоги нашей беседы. Обращаясь к родителям, она подчеркнула, что они должны играть важную роль в формировании личности ребенка, потому что дитя формирует свои взгляды на жизнь в своем первом окружении, и о нем важно заботиться, развивая его таланты.
«Мне повезло, потому что отец часто водил меня в театр и поощрял чтение и посещение культурных клубов», – добавила она.
Женские коммуны на северо-востоке Сирии способствуют усилению роли женщин и их демократической организации, обеспечивая полноценное…
В Северо-Восточной Сирии женщины играют решающую роль в защите общественного здоровья в периоды высокой сезонной…
В преддверии Нового года десятки сотрудников Сил внутренней безопасности продолжают ежедневное патрулирование улиц Хасаке. Смены…
Пресс-центр Женских отрядов самообороны (ЖОС) опубликовал заявление, в котором сообщается о смерти командира Беритан Фуад.…
Продолжается поток откликов по поводу сексистских и расистских нападений на Лейлу Зану во время матча…
Женская комиссия Национальный конгресс Курдистана (НКК) опубликовала письменное заявление по поводу расистских и сексистских нападений…