Какого мира хотят женщины?
После призыва, сделанного 27 февраля лидером курдского народа Абдуллой Оджаланом, дискурс о мире нашел свое отражение во всех сферах жизни как в Курдистане, так и во всей Турции. Те, кто рассматривает мир лишь как прекращение войны, утверждают, что мир может быть построен только после сложения оружия, в то время как многие круги придерживаются мнения, что мир может быть достигнут лишь через общественные усилия и общую волю.
В этот период, когда высказываются различные точки зрения, мы также задали женщинам этой страны, сталкивающимся с трудностями во всех аспектах своей жизни и отстаивающим свои достижения, которые находятся под угрозой, вопросы: «Что такое мир?», «Какой мир вы хотите?».
Женщины подчеркнули, что мир — это не просто результат прекращения войны, и отметили, что экономический кризис, глубокая бедность, культурный упадок, климатический кризис, насилие над детьми, а также растущее насилие в отношении женщин и фемициды тоже должны быть учтены в этом процессе.
Отвечая на вопрос «Что такое мир?» словами «свобода», «равенство», «мир без насилия» и «надежда», женщины вновь напомнили, что именно они являются той группой, которая больше всего нуждается в мире.
«МИР ДЛЯ МЕНЯ ОЗНАЧАЕТ НАДЕЖДУ И ДОСТОИНСТВО»
Женщины, собравшиеся на акцию в День мира 1 сентября, чтобы громко заявить о своих требованиях, на заданные нами вопросы дали следующие ответы:
Хардам Марвани: «Мир для меня означает надежду, свет и будущее. Мы годами жили в условиях войны; мы не хотим, чтобы кто-либо еще пережил те трудности и страдания, что выпали на нашу долю. Мир — это самая прекрасная вещь на свете. Я хочу мира, в котором все живут вместе и на равных. Чтобы никто никого не угнетал, а пытки исчезли. Чтобы в основе лежали права человека. Для меня мир означает именно это. Даже когда я произношу слово «мир», мои глаза светятся.
Люди, которые страдали и пожертвовали слишком многим, ценят мир. Выступают против мира те, кто никогда не испытывал этой боли. Мы много страдали, пролили много слез; мы хотим, чтобы это прекратилось. Мы должны воспользоваться этой возможностью для мира и ни при каких обстоятельствах не рассматривать войну как вариант. Каждый должен действовать соответственно».
«МЫ ХОТИМ РАВЕНСТВА»
Паризада Йылдыз: «Мы хотим мира с равенством и свободой. Мы хотим, чтобы наш лидер Абдулла Оджалан и все заключенные были свободны. Мы хотим, чтобы в Курдистане не лилась кровь, и мы хотим жить в спокойствии. Мы тоже хотим равных прав, как и все. Мир для меня означает свободу; это значит, что каждый может свободно жить на своей земле, не думая о том, что случится. Поэтому нынешний процесс — это очень ценный шанс для всех нас. Нельзя его упускать».
«Я ХОЧУ МИРА, ГДЕ НИКТО НЕ СТРАДАЕТ»
Шаила Гюльтен: «Мир для меня означает достойную жизнь. И на этом этапе мы хотим достойного мира. Мы хотим мира, где все стороны будут жить равно и свободно. Мы хотим мира, где мы сможем говорить на своем родном языке и иметь свободную идентичность.
Мы страдали пятьдесят лет, заплатили очень высокую цену. Мы прошли через все это ради наших прав. Мы должны объединиться и получить наши права. Мы должны иметь возможность говорить на родном языке и сохранять нашу идентичность. Если у нас нет родного языка, то и нас нет. Мы должны защищать все, что у нас есть. Пусть будет достойный и равный мир. Но если никто больше не умрет — и этого уже будет достаточно.
Как женщина, я прошла через всё; я потеряла своих детей, меня пытали. Но сегодня я хочу мира не только для себя, но и для всех. Для меня мир означает, что никто не страдает и не плачет. Чтобы мы больше не теряли ни сыновей, ни дочерей».
«МЫ ХОТИМ ДНЕЙ, КОГДА БУДЕМ ЖИТЬ БЕЗ СТРАХА»
Рожда Кая Авджи: «Мы собрались здесь ради мира. Мир для нас означает свободу. Мир для нас, женщин, важен во всех смыслах. То, что переживают женщины и дети, очевидно. Проблемы углубляются, и мы страдаем от них больше всех. Мы хотим иметь правовое государство, которое может управляться демократически; поэтому мы хотим мира.
Мир в некотором роде принесет с собой справедливость, потому что восстановление и улучшение произойдет во всех сферах. Наша цель — воплотить это в жизнь. Мы хотим говорить о полноценном мире, и право и справедливость уже включены в это понятие. Мы хотим процесса, в котором нет фемицидов и прекращается насилие в отношении женщин. Все это связано с миром.
Сегодня деньги, потраченные на войну, обедняют людей, а милитаризм толкает их к резне и ненависти. Мы хотим жить без страха и хотим общество, где матери с обеих сторон не плачут. Такое общество можно построить только с помощью демократии и мира. Лидер курдского народа Абдулла Оджалан часто заявляет об этом в своих призывах к демократии и переговорам. Наши идеи должны быть поняты. Каждый со своей стороны должен приложить усилия и принять участие в этом процессе строительства».
«НЕОБХОДИМА ИСКРЕННОСТЬ»
Дюрдане Унал: «Я не хочу мира, построенного на пустых обещаниях. Пусть даже не пытаются обмануть нас снова. Когда я была молода, моего мужа арестовали; после ареста моего мужа арестовали моего сына, а затем и моего внука. Я езжу по тюрьмам из города в город. Мы хотим мира на основе прав и законности. Пусть никто не обманывает нас; пусть искренне протянут руку. Пусть построят достойный мир.
Моя жизнь прошла у тюремных ворот. Мы хотим дней, когда больше не будем просыпаться утром с вопросом: «Кого арестуют сегодня?». Все должны поддержать этот процесс, и он должен вестись искренне. Мы хотим мира, полного света и ясности. Мир для меня означает именно это: ясность и достоинство».