Мать мира Тюркан Дурч: мы должны объединиться, чтобы поддержать работу комиссии
Комиссия по национальной солидарности, братству и демократии, созданная в парламенте Турции для решения курдского вопроса, встретится с семьями, потерявшими своих родственников в ходе конфликта, чтобы выслушать мнения пострадавших. Представительницы инициатив Субботних матерей и Матерей мира и активисты различных правозащитных организаций также примут участие в заседаниях в парламенте, чтобы поделиться своими мнениями об урегулировании.
В то время как борьба Матерей мира вновь выходит на повестку дня в стремлении Турции к демократизации и миру, одна из активисток этой организации Тюркан Дурч подчеркнула, что боль семей павших воинов утихнет только благодаря миру. Она заявила, что все матери испытали общее горе, но стремление к справедливости сталкивается с препонами из-за обструкционистской и дискриминационной политики властей.
Подчеркнув свою решимость добиваться мира, Дурч обратилась к турецким властям и Национальной комиссии по солидарности, братству и демократии с призывом, заявив: «Я требую, чтобы Абдулла Оджалан и бойцы, сложившие оружие, приняли участие в политическом процессе».
Женщина отметила, что Абдулла Оджалан всегда хотел, чтобы Матери мира объединялись, и что она присоединилась к ним как из-за политического давления властей, так и из-за призывов курдского лидера. Подчеркнув, что они не стремились ни к чему, кроме мира, Тюркан добавила: «Мы видим народы, которым было отказано в реализации базовых прав: курды, сирийцы, арабы, езиды… На этих землях никого не принимали. За десятилетия здесь было пролито много крови, и наши дети были вынуждены бороться. Один из моих родных детей сейчас в тюрьме, а другой борется за свободу. Мы — народ, имеющий законные права на жизнь на этих землях. Мы – народ со своим собственным языком, культурой и богатством. Мы хотим, чтобы факт нашего существования наконец приняли на этих землях».
«Нам постоянно преграждают дорогу в будущее»
Активистка сказала: «Люди верят, что матери принесут мир, но пока что мы не видели ни одного позитивного шага со стороны государства.
Даже когда мы делаем заявления для прессы или посещаем тюрьмы, нам создают препятствия. Они говорят, что увидели Матерей мира, и никогда не дают нам пройти. Хотя мы – именно те, кто хочет мира, мы – те, кто не желает, чтобы солдаты, полицейские или наши дети умирали. Мы – матери, и наш путь всегда закрыт. Многие из наших соратниц были задержаны и брошены в тюрьмы только за то, что осмелились заговорить. Они всегда мешали нам выступать перед обществом и озвучивать, что происходит в стране. Они даже хотели помешать нам требовать диалога турок и курдов».
«Слезы всех матерей одинаковы»
Тюркан Дурч подчеркнула, что комиссия, созданная в парламенте, должна обеспечить участие всех народов и групп общества, и сказала: «Мы хотим, чтобы эта комиссия имела широкий охват. Мы хотим, чтобы матери всех народов, а также Матери мира приняли участие в её работе. Хорошо, что такая структура была создана во имя братства. Теперь мы ожидаем от неё правильных шагов. Мы не хотим, чтобы всё это осталось только словами и декларациями на бумаге. Чтобы эта комиссия функционировала должным образом, все должны объединиться. Матери мира, матери павших бойцов, матери тех, кто всё ещё находится в курдских горах, и матери тех, кто служит в армии, также должны быть частью этой комиссии. Это женщины, чьи сердца горели так же, как наши. Слезы всех матерей одинаковы. Мы бы очень хотели взяться за руки и работать вместе со всеми пострадавшими женщинами, чтобы поддержать эту комиссию».
«Пусть Оджалан делает свою работу в парламенте»
Дурч заявила, что у Матерей есть требования к Девлету Бахчели и Тайипу Эрдогану, призвав глав ПСР и ПНД предпринять шаги, чтобы открыть все пути к миру.
Она сказала: «Матери, потерявшие своих детей, годами выходят на улицы и каждую субботу требуют справедливости. Эти осиротевшие семьи ищут останки своих детей. Мы просим наконец-то выполнить их требования. Мы также ожидаем, что Бахчели сдержит свое слово. Мы хотим, чтобы Оджалан получил возможность заниматься своей работой в парламенте и был освобожден как можно скорее».
«Сжигать оружие – не то же самое, что складывать его»
Тюркан Дурч потребовала, чтобы дети курдских матерей, сложившие оружие, смогли заняться политикой, и подвела итоги сказанного так: «Мы отправились на Юг и стали свидетельницами исторического дня. Хотя мы радовались сожжению оружия, мы испытывали и некоторые сомнения. Много раз Оджалан останавливал вооруженные боестолкновения во имя мира, и группы сторонников мира объединялись с народом. Но поскольку мир так и не наступил, мы все раз за разом испытывали печаль. Теперь мы надеемся, что мир действительно наступит. Сжигать оружие – не то же самое, что складывать его. Та церемония дала понять, что оружие больше никогда не выстрелит. Мы ожидаем, что государство примет суть этой инициативы и сделает ответные шаги как можно скорее. Мы хотим, чтобы все наши друзья, товарищи, соратники и дети, сложившие оружие, приняли участие в политической жизни страны».