Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

«Невеста дождя»: курдская традиция коллективной памяти

Слова «невеста дождя» звучат в детских песнях Восточного Курдистана в периоды засухи. Хотя в последние годы они утратили актуальность, недавно эта фраза снова напомнила о себе в нескольких курдских городах, подтвердив глубокую связь курдского народа с природой и плодородием.

Ритуал восхваления «невесты дождя» – одна из древнейших курдских традиций, связанных с вызыванием дождя. Он проводится в холодные, сухие дни и берет свое начало в древних верованиях, связанных с природой. Во время этой церемонии девочки или дети наряжают куклу и носят её по улицам.

Некоторые исследователи считают эту традицию символическим прославлением богини воды – мифа, в котором женщина олицетворяет плодородие и жизнь, что отражает её центральное место в природном цикле. Эта практика восходит к древней курдской мифологии, существовавшей задолго до появления монотеистических религий.

Говорят, что кукла «невеста дождя» сделана из дерева и одета в традиционную курдскую одежду одной из матерей или бабушек, живущих в общине. В некоторых районах наряд куклы украшен цветами или травами, а голова покрыта тюлем. Группы детей, порой только девочек, носят её от дома к дому, распевая народные песни, призывающие дождь, и стуча в двери.

В прошлом, когда такая процессия проходила мимо, старейшая женщина в каждом доме разбрызгивала воду и рассыпала муку или белую глину вдоль пути детей, как символ плодородия и благословения. В домах, где хранилась кукла, женщины поливали её водой или прикалывали брошь к её груди, предлагая сопровождавшим её детям символические подарки – яйца, сладости, изюм, грецкие орехи, хлеб или монеты.

Эти подношения варьировались в зависимости от региона, и каждое из них символизировало процветание. В местном фольклоре упоминается, что блюда, принесенные «невесте дождя», считаются благословенными и распределяются поровну между участниками.

После того, как дети заканчивают такую прогулку, они завершают ритуал, унося куклу в священное место. Там девочка, которую называют Паре Лажер или Квире Каш (старшая девочка), кладет её на символическое основание. В некоторых курдских регионах «невесту» относят к источнику и оставляют там в качестве мольбы о дожде. Церемония заканчивается коллективной молитвой.

Эта древняя курдская традиция, которая была номинирована на включение в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО в 2014 году, пришла в упадок в последние десятилетия, особенно среди детей в Мукрияне. Тем не менее, благодаря усилиям культурных активистов в этом году традицию постарались возродить в таких деревнях и городах, как Мехабад, Букан, Негеде и Сердешт. Литературная ассоциация «Ништиман» в Букане сыграла ведущую роль в организации этих мероприятий.

Этот ритуал широко практикуется по всему Восточному Курдистану – примеры можно видеть в Хаврамане, Кермашане, Сенендедже, Иламе, Корве и Урмии, а также в Северном Курдистане, на территории Автономной администрации Северо-Восточной Сирии и в Южном Курдистане (на землях северного Ирака). Хотя некоторые нюансы варьируются от места к месту, символика и цель ритуала остаются едиными для всех курдов – живое выражение вечной гармонии с природой, плодородия и надежды.

 

Источник