Величественные храмы и царские гробницы Древнего Египта традиционно символизируют могущество фараонов и их связь с богами. Однако эти монументальные сооружения отражают не только божественную волю, но и повседневную жизнь, трудовые тяготы и стремление к социальной справедливости. Одним из самых ранних документально зафиксированных примеров борьбы за права трудящихся является событие, произошедшее около 1157 года до н.э. во времена правления фараона Рамзеса III.
Эти события развернулись в древнеегипетской деревне Дейр-эль-Медина, расположенной неподалеку от современного Луксора. Здесь жили квалифицированные ремесленники и рабочие, занимавшиеся созданием царских гробниц в Долине Царей. Работники находились на государственной службе и получали заработную плату в виде продовольственных пайков, включающих хлеб, пиво, рыбу, овощи и другие товары первой необходимости.
Однако, на 29-й год правления Рамзеса III, когда выплаты этих жизненно важных пайков начали задерживаться, терпение рабочих лопнуло. Они организовали беспрецедентную акцию протеста — прекратили работу и устроили сидячую забастовку у заупокойного храма Тутмоса III. Этот протест, подробно описанный писцом Аменнахтом в так называемом «Папирусе о забастовке» (ныне хранящемся в Египетском музее Турина), вошел в историю как первое документально подтвержденное свидетельство организованной борьбы трудящихся за свои права.
Примечательно, что рабочие не требовали повышения зарплаты, а лишь своевременной выдачи положенных им пайков. Их отчаянный возглас «Мы пришли сюда из-за голода!» стал первым в истории лозунгом трудового движения.
В папирусе содержатся такие записи:
«29-й год [правления], второй месяц сезона Разлива, 10-й день. Сегодня группа рабочих прошла через контрольный пункт, крича: «Мы голодаем!». Уже 18 дней этого месяца они сидят у задней стены погребального храма Тутмоса III.»
Протесты не ограничивались одним днем. Несмотря на попытки властей уговорить рабочих, те продолжали стоять на своём:
«Мы здесь потому, что страдаем от голода и жажды. Мы не привыкли жить без рыбы, мазей и зелени. Напишите фараону, нашему совершенному господину, зафиксируйте наши слова и передайте его советнику — ведь нам нужны наши припасы!»
Больше, чем просто забастовка
Это событие примечательно не только как реакция голодающих рабочих, но и как демонстрация силы организованного труда и методов самовыражения в рамках существующей системы власти. Ремесленники напрямую обращались к фараону, требуя своих прав и документируя свои лишения. В социальном контексте того времени такая позиция означала нечто большее, чем просто народное восстание — она символизировала неизменную на протяжении всей истории ценность справедливости, труда и человеческого достоинства.
Насилие в отношении женщин и детей в Иране достигает тревожного уровня. Только за период с…
Журналист Хусейн Айкол, госпитализированный 14 октября после кровоизлияния в мозг, продолжает проходить лечение в Больнице…
Когда вы открываете глаза поутру в Рожаве, это не простое пробуждение. У вас рождается ощущение,…
В женском общежитии города Дивандере произошла утечка угарного газа, в результате которой тяжёлое отравление получили…
Журналист Хусейн Айкол, перенёсший кровоизлияние в мозг дома в Анкаре 14 октября, а затем переживший…
Журналистская ассоциация «Диджле Фират» (DFG) опубликовала доклад «Нарушения прав человека в отношении журналистов в ноябре».…