Ночь Ялда – самая длинная ночь в году, следующая за днем зимнего солнцестояния и символизирующая начало зимы. Она отмечается в Иране каждый год с 21 на 22 декабря. Корни традиции восходят к зороастрийской и доисламской цивилизациям.
На протяжении столетий многие ритуалы в Восточном Курдистане претерпевали изменения во времена иностранных вторжений; некоторые из них были контаминированы, другие полностью исчезли. Тем не менее, часть традиций сохранилась до наших дней. Их хранят благодаря священным корням и выдающемуся культурному значению. Среди наиболее примечательных – ночь Ялда, символизирующая торжество света над тьмой.
Исторические источники указывают на то, что после прихода ислама в Иран и Восточный Курдистан многие ритуалы постепенно отмирали. Коснулось это и ночи Ялда у курдов; в некоторых семьях эта традиция была забыта и полностью исчезла. Однако, со временем древний ритуал был возрожден и вернулся в культурный обиход.
Это один из праздников, который встречают в первую ночь зимы, самую длинную ночь в году, и его история насчитывает тысячи лет. В древности эта дата считалась поворотным моментом в природном цикле.
Многие верят, что Ялда знаменует рождение Митры, божества света, в ночь, когда тьма достигает максимальной власти, а затем побеждается, чтобы свет снова возродился. В этот праздник следующие традиции жители региона подавали на стол такие блюда, как гранаты и красный арбуз, символизирующие жизнь и плодородие. Они не только ассоциировались с солнцем и светом, но и считались олицетворениями женской силы и непрерывности жизни.
Исследователь-археолог Лале Ахмади объясняет, что в курдской культуре используются другие формы ритуала, выражающие обновленную связь человечества с природой и веру в победу света над тьмой. Ночь Ялды считается началом сорокадневного фестиваля, отмечающего первые сорок дней зимы. Предки собирались в декабрьское солнцестояние, чтобы отпраздновать окончание власти тьмы и наступление светлых дней.
В недавнем прошлом сорокадневную ночь отмечали иначе, чем сегодня. Семидесятилетняя Зара Мансури вспоминает времена своего детства:
«Таких праздников, как сегодня, не было. Вечером собирались наши друзья и вся семья. Обычно у нас готовили долму или фрикадельки на ужин. Старшие подавали на стол шелковицу, грецкие орехи, изюм и миндаль, а также фруктовые сладости. Арбуз появился на столе в праздник Ялды позже. Мы собирались вместе, обменивались историями и рассказывали старинные предания, играли на музыкальных инструментах, таких как дудочка, барабаны и даф, пели и по-настоящему радовались проведенному времени».
Несмотря на изменившуюся традицию, на столе в день солнцестояния в Восточном Курдистане по-прежнему присутствуют сладости, миндаль, грецкие орехи и фрукты, гранаты и арбузы, а также традиционные блюда, такие как долма.
В некоторых районах, таких как Сенендедж и Керманшах, проводятся торжества, известные как «Хванджа борун». Это традиционные иранские обычаи, связанные со свадьбой и помолвкой. По этому случаю семьи готовят хванджу – это блюда, характерные для праздника зимнего солнцестояния, закуски, фрукты, сладости и специальные подарки. Подносы с угощением и подарками обычно преподносят молодоженам или помолвленным девушкам, которые всё ещё живут в родительских домах.
Хотя инфляция и рост цен в стране серьезно повлияли на туризм в последние годы, ночную жизнь и даже традиции выходных и праздничных дней, всё большее число семей в настоящее время празднуют Ялду даже в условиях серьезного финансового давления. В результате традиции, призванные укрепить солидарность и социальную принадлежность, стали зеркалом, в котором с каждым годом отражается растущий экономический мрак, омрачающий повседневную жизнь.
Сара Хелил, сопредседательница Совета семей, потерявших своих близких, кантона Евфрат, стала свидетелем того, что в…
Командование Женских отрядов самообороны (ЖОС) опубликовало некролог в память о двух революционерках, которые погибли, защищая…
Международный женский альянс, действующий в Европе (IWA-EU), опубликовал заявление солидарности с женщинами Рожавы и народами…
62-летняя Зарифа Хасан побеседовала с ANF и заявила, что намерена защищать свою страну и город…
В своем 4-м номере газета «Azadiya Welat» осветила акции, проводимые во всех четырех частях Курдистана…
Женская координация Демократической автономной администрации кантона Евфрат выступила с письменным заявлением в связи с блокадой…