Информационный портал Kurdistan au Femenine опубликовал интервью с Рехой Рухавиоглу, главой Центра курдских исследований. Он подчёркивает важность этого нового тренда на фоне последних ограничений на использование курдского языка в общественных пространствах. «В то время как на улицах ограничивают любое употребление курдских слов и убирают дорожные знаки по типу Peşi Peya (пропускайте пешеходов, пешеходы идут первыми), интерес к курдскому языку растёт», – заявил он.
Отсутствие свободных мест на курсах
Впервые все 26 мест для желающих принять участие в программе, посвящённой курдскому языку и литературе, в университете Диджле были заполнены. То же самое можно сказать и о подобной программе в университете Артуклу в Мардине. Ещё в 2022 и 2023 году на курсах почти не оставалось свободных мест. В этом же году на курс, рассчитанный на 36 человек, записались ровно 36 человек.
Дополнительные курсы, посвящённые изучению курдских языка и литературы, и курс по изучению Зазаки (диалекта курдского) в университетах Бингёля и Мунзура также остались без свободных мест. Всего на них записались в общей сложности 196 студентов.
Ответ на давление
Рухавиоглу связывает этот возобновившийся интерес к языку и культуре с новым витком репрессий в отношении курдского языка. Он предполагает, что эти ограничения могли подтолкнуть людей больше изучать курдский в качестве формы сопротивления политике властей. «Я думаю, что это давление отразилось на выборе людей», – добавил он.
Он также подчеркнул, что многие студенты замотивированы не только карьерными перспективами, например, возможностью стать учителем, но и желанием защищать и продвигать курдский язык. «Курды не отказываются от доступных средств и способов, позволяющих защитить свой язык. Многие рассматривают изучение курдского как свой долг, так как он является их родным языком», – объяснил Рухавиоглу.
Перспективы обучения курдскому языку
Рухавиоглу подчеркнул корреляцию между возросшей популярностью курдских программ в университетах и тем, что в школе курдский всё чаще выбирают как факультативный предмет. Несмотря на то, что общее число школьников, выбравших курдский как дополнительный предмет, в последние годы возросло – с 20 тысяч до 25 тысяч, процент от общего числа учеников всё ещё достаточно низок. Он предположил, что, если бы эти курсы получали большую поддержку и если бы власти предпринимали усилия по их продвижению, то шансы выпускников получить место учителя возросли бы.
«Главный урок этого тренда заключается в том, что курды не отказываются от родного языка. Однако, с учётом того, что экзамены сдают миллионы студентов, двести человек – это не так уж много. Но мы уверены, что это число будет лишь расти, если курды продолжат бороться за сохранение своего родного языка», – заявил Рухавиоглу.
Призыв уделять больше внимания распространению и сохранению курдского языка
В конце интервью Рухавиоглу призвал курдские сообщества и видных деятелей вести более активную политику в защиту курдского, подчеркнув особую важность употребления курдского в рамках дома. Он отметил необходимость большего количества инициатив, направленных на более активное употребление курдского в повседневном быту, и большего количества факультативных курсов.
«Курдские политические деятели должны заниматься вопросом курдского языка в стране и способствовать его более активному использование в жизни», — заключил он.
Ассамблея Матерей мира выступила в нескольких городах с заявлениями, осуждающими нападения на курдские кварталы в…
Атаки на районы Шейх-Максуд, Ашрафия и Бени-Зад в Алеппо, осуществляемые группировками, аффилированными с Временным правительством…
В заявлении, опубликованном пресс-центром Женских Отрядов Самообороны (ЖОС), подчёркивается, что Силы внутренней безопасности в Шейх-Максуде…
Пресс-центр Женских отрядов самообороны (ЖОС) заявил, что переходное правительство в Дамаске оказывает давление на население,…
Ассоциация женщин Курдистана (АЖК) подчеркнула, что атаки на Шейх-Максуд, Ашрафие и Бени-Зейд в Алеппо –…
Женское собрание Партии демократических регионов (ПДР) опубликовало письменное заявление в память о Сакине Джансыз, Фидан…