В ходе своей 1064-й акции протеста против исчезновений людей в местах лишения свободы Субботние матери потребовали обнародовать информацию о судьбе Мехмета Салима Аджара. Он был похищен 31 год назад, предположительно, отрядом турецких контрас. С тех пор курд пропал без вести.
Во время акции активистка Икбал Эрен зачитала данные о деле пропавшего курда. Всё началось 20 августа 1994 года, когда Аджар работал на хлопковом поле в своей деревне в Бисмиле, провинции Амед (Диярбакыр) с одним из своих сыновей (мальчику было 13 лет) и другим фермером. Несколько вооруженных людей подъехали на белой машине и увезли его. Мужчину, отца шестерых детей, силой затащили на заднее сиденье автомобиля «Торос» – в те времена их использовала военная разведслужба турецкой жандармерии JITEM. Эти машины считаются символом антикурдского государственного террора 1990-х годов.
Другие свидетели, в том числе дочь Аджара, видели его связанным и с кляпом во рту в салоне автомобиля. По словам родственников Мехмета, позже белый «Торос» и ещё один автомобиль похитителей подъехали к местной базе военной полиции в Бисмиле. Но, несмотря на многочисленные запросы в местные и национальные органы власти и различные жалобы, судьба Аджара оставалась тайной все эти годы. Уголовное дело против двух военнослужащих, подозреваемых в причастности к этому преступлению, одним из которых был тогдашний командир батальона Иззет Курал, было прекращено в 1997 году. Правоохранительные органы сослались на «отсутствие доказательств».
ЕСПЧ осудил Турцию
Исчерпав все возможности для борьбы, семья Аджар обратилась в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В апреле 2004 года суд постановил, что Турция нарушила статью 2 (право на жизнь), статью 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) и статью 13 (право на эффективное средство правовой защиты) Европейской конвенции по правам человека. Суд заявил, что правительство не провело эффективного расследования и не проинформировало родственников жертвы о его судьбе должным образом.
Хотя правительство предложило компенсацию, семья настаивала на официальном обвинительном приговоре и отклонила это предложение. «Решение ЕСПЧ является обязательным», – говорит Икбал Эрен, – «Турция должна выполнить свои юридические обязательства и эффективно расследовать это дело».
«Мы не откажемся от борьбы за правду»
В конце акции было зачитано письмо Ихсана Аджара, сына пропавшего мужчины. Ихсан описывает, как стал свидетелем похищения своего отца, будучи ребенком, и с тех пор живет в неопределенности: «Я никогда не переставал надеяться получить новости или увидеть его возвращение. Мы большая семья, и мы будем продолжать бороться до тех пор, пока не будут найдены наши пропавшие близкие и виновные не предстанут перед судом».
После своего визита в отделение Партии демократического союза (ПДС) в Камышло политическая делегация, прибывшая из…
В районе Нусайбина, города в провинции Мардин, граничащего с сирийским Камышло, тысячи людей вышли на протест…
18 января, в ответ на усиление оккупационных атак со стороны ополченцев Дамаска и Анкары, Автономная…
Женская ассоциация организаций Северо-Восточной Сирии Конгресс «Стар» опубликовала заявление солидарности с жителями Рожавы. В заявлении…
Координационный комитет Партии свободных женщин Курдистана (ПСЖК) выступил с заявлением в ответ на критическую ситуацию…
Уже более 10 дней бойцы Сил демократической Сирии (СДС) и Женских отрядов самообороны (ЖОС) оказывают…