Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
05.12.2025

Тридцатилетнее сопротивление девяностопятилетней Хане Изер

Девяностопятилетняя Хане Изер стала символом сопротивления, когда иракские военные попытались окружить лагерь беженцев «Махмур». Женщина рассказала нам о своей борьбе с трудностями, которые ей пришлось пережить за тридцать лет опыта беженки.

Курдский народ сопротивляется военной политике турецкого режима уже много лет. Эта борьба продолжается в лагерях, где курды вынуждены были укрываться от преследований и репрессий. Лагерь имени героя Рустема Джуди (лагерь беженцев в окрестностях Махмура, который иногда называют так же) видел множество историй отважного сопротивления.

Жители Ботана были изгнаны из своей деревни и вынужденно перебрались в Ирак из-за притеснений и преследований турецких властей ещё в 1994 году. Они поселились в семи лагерях, которые получили названия «Бихере», «Шараниш», «Берсиве», «Гелие Кьямете», «Этруш», «Ниневе» и «Нехдаран». В 1998 году они нашли убежище в лагере имени героя Рустема Джуди («Махмуре»), который был официально признан УВКБ ООН. Несмотря на тяжелые условия – пыльные бури, изобилие скорпионов и змей, – жители лагеря построили на этой земле новую жизнь. Теперь даже непрекращающиеся удары со стороны Турции и давление, которое оказывает на беженцев Демократическая партия Курдистана (ДПК), не могут лишить этих людей решимости сопротивляться.

Символ сопротивления

Ранним утром 20 мая 2023 года иракская армия прибыла к «Махмуру». Военные попыталась окружить лагерь заграждениями с колючей проволокой и установить бетонные блоки. Жители «Махмура» выразили протест и сделали всё, чтобы не позволить превратить свои дома в тюрьму под открытым небом. 95-летняя Хане Изер стала местным символом сопротивления. Корреспонденту NuJINHA удалось поговорить с женщиной о ее тридцатилетнем сопротивлении.

«Когда мы попали в лагерь, мы были голодны и нам нечего было надеть»

Хане Изер – уроженка деревни Гундикремо, расположенной у подножия горы Джуди. Ей пришлось покинуть свой дом в 1994 году, когда деревню сожгли турецкие солдаты. Теперь она рассказывает:

«До того, как поселиться в лагере «Махмур», мы жили в лагерях «Этруш» и «Гелие Кьямете». Когда мы стали беженцами, мы были голодны и нам нечего было надеть. Живя в палатках в этих лагерях, мы столкнулись со многими трудностями. Положение курдов стремительно ухудшалось в лагерях «Ниневе» и «Нехдаран». Там мы сталкивались с арабами, которые ненавидели нас. Курдов убивали, обезглавливая. Мы видели много трудностей и бед на нашем пути беженцев. Однажды нам сказали, что ДПК намерена атаковать нас в полночь, поэтому мы оставили лагеря и ушли, ничего не взяв с собой. Несколько дней мы спали на улицах. Наши дети ходили в окрестные деревни и приносили что-нибудь поесть. Когда мы поселились в «Махмуре», вокруг была только пустыня; нам приходилось ходить в окрестные деревни, чтобы принести питьевой воды».

«Мы построили новую жизнь и были счастливы»

Несмотря на все трудности, курдские беженцы никогда не сдавались и продолжали борьбу. «Пока мы жили в Северном Курдистане, турецкие власти постоянно преследовали нас, но мы сопротивлялись, – говорит Изер. – Мы давали отпор нашим врагам, мы защищали своих детей. Наши дети росли в условиях сопротивления и научились бороться».

Женщина рассказала и о жизни в лагере «Махмур»: «После того, как мы поселились здесь, мы построили новую жизнь и были счастливы. Однако, Турция и силы ДПК продолжают атаковать нас. Теперь иракские военные пытается блокировать наш лагерь. Правительство Ирака должно понимать, что мы будем сопротивляться до конца. Мы готовы ко всему».

Источник