Декабрь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  
11.12.2025

«Угроза» национальной безопасности — женщины!

Как монархия (Хосревани), так и Исламская Республика, будучи институциональными структурами, сформированными патриархальным менталитетом, стремились держать под контролем тела женщин, их одежду, образ жизни и правовое поле.

Давление религиозных деятелей в первом иранском Конституционном собрании, созданном в 1906 году, осуществлялось, как и сегодня, на основе того, противоречат ли законы шариату или нет. Самые основные права женщин, такие как их участие в политике, избирательное право или доступ к образованию, также полностью отрицались в тот период. Сегодня эту функцию выполняет «Совет по охране интересов системы»; постоянно вмешиваясь в решения парламента, он продолжает навязывать законы, ограничивающие жизнь женщин.

Даже претензии на модернизацию в Иране с 1920-х годов по сегодняшний день не смогли выйти за рамки репрессивной линии, когда речь заходит о женщинах. Закон «Кашф-и хиджаб», введенный в действие Реза-шахом в 1936 году, принуждал женщин ходить без головного платка и носить одежду европейского стиля. Женщины, выступавшие против этого закона, были наказаны; однако из-за общественного недовольства его полное внедрение так и не состоялось.

Исламская Республика, в свою очередь, навязала то же вмешательство, но на этот раз с обратной стороны: с 1983 года женщины были вынуждены носить обязательный хиджаб. Таким образом, государственный подход, контролирующий женское тело в период шаха, был воспроизведен на этот раз с религиозными отсылками. Режим изменился, но система, враждебная женщинам, осталась прежней. Когда формализм на одном конце системы соединился с реакционными традиционными навязываниями на другом, практики не только не решили проблему, но и еще больше ее углубили.

Иранские женщины неоднократно демонстрировали, что принуждение в одежде — это не просто вопрос внешнего вида, а символическая суть господства режима над женщинами. Революционная волна «Женщина, Жизнь, Свободa», начатая женщинами в 2022 году, стала самым мощным выражением требования жизни без вмешательства. Несмотря на это, как режим, так и некоторые ориенталистские круги хотели/хотят свести это великое социальное преобразование лишь к «дискуссии о хиджабе».

В периоды, когда международное давление на Иран усиливалось и экономический кризис углублялся, метод, к которому режим всегда прибегал в первую очередь, — это усиление контроля над жизнями женщин.

Недавно 155 из 290 членов иранского парламента обратились в Конституционный суд с просьбой ужесточить соблюдение обязательного ношения хиджаба. Все депутаты также потребовали принятия новых законов о семье под предлогом «защиты чести и культуры ношения хиджаба».

Государственная кампания в городах под лозунгом «Больше детей — лучшая жизнь!» вызвала широкое недовольство. Недавнее заявление Али Хаменеи, требующего от женщин «соблюдать обязательное ношение хиджаба для защиты семейных ценностей», вновь подчеркнуло идеологический аспект этих мер.

Несмотря на все эти изменения в законодательстве, иранские женщины продолжают сопротивляться этим навязываниям во всех аспектах своей жизни. Зная, что даже малейшее изменение закона об обязательном ношении хиджаба пошатнет основы шариатского правления, которое режим установил на протяжении многих лет, он рассматривает любое требование женщин как «угрозу национальной безопасности».

В то время как предпринимаются попытки подавить борьбу женщин, растет число смертных приговоров, суровых условий содержания в тюрьмах и произвольных арестов. Повестка дня парламента почти полностью сосредоточена на создании новых ограничений для женщин. Глубокие экономические и социальные кризисы общества даже не рассматриваются.

В течение многих лет иранский парламент был центром принятия законов, ограничивающих жизнь женщин. Однако теперь ясно, что эта политика неустойчива. Каждый закон, принимаемый режимом для защиты собственного существования, вызывает еще большее негодование в обществе.

Голос, раздающийся сегодня на улицах Ирана, указывает на другую истину, на общую волю женщин и общества.

Источник