Женщина и свобода

12

Представительницы прекрасного пола не боятся брать на себя ответственность, готовы принимать непопулярные решения в расчёте надолгосрочную перспективу и при этом могут решать возникающие конфликты путём переговоров.

Свобода курдской женщины, её жизнь и права на протяжении всей истории заслуживали быть признанными критериями свободы. Курдская женщина, освободившаяся от догматизма умом и сердцем, прошла серьезный путь развития. Критерием такого роста является степень развития достоинства личности.

Проблема свободы личности курдской женщины стала фундаментальной среди всех проблем в решении курдского вопроса, для выхода из мрачной полосы средневековья. Когда судьба курдской женщины была предопределена сразу же после ее рождения, она, словно разменная монета, должна была ценой своей жизни спасать весь свой род в кровавых междоусобиях.

«Можно сказать, что глубина преобразования общества определяется степенью преобразования статуса равноправия женщины», — пишет Абдулла Оджалан –человек, который сломал все догматические устои в отношении курдской женщины, заставив весь Ближний Восток смотреть на женщин наравных условиях и правах. Это сложный период для порядка, существовавшего много веков.

Свобода курдской женщины – это свобода всего курдского общества. Курдская женщина на протяжении долгих столетий была хранительницей домашнего очага, но в наше время технологического прогресса, научных открытий и глобализации ситуация кардинально изменилась. Женщина в современном обществе имеет совсем иной статус и призвание, у нее появились другие ценности и потребности, которые заставляют пересмотретьвзгляды на ее роль в сегодняшнем мире.

Сегодня курдская женщина, как и любая современная женщина, стремится гармонично сочетать и успешно реализовывать те социальные роли, которые для неё важны и интересны. Вместе с тем для курдской женщины основным приоритетом остаются дом, дети и семейные ценности.

И дело не в равноправии полов, а в гармонизации отношений, которые и определяют ценности в семье, обществе и социальной политике. В нашем случае и в освободительной борьбе. Приведу несколько примеров становления курдских женщин в разных странах.

Лейла Касым (Leyla Qasim) родилась в 1952 году в Керкуке. В 1958 году поступила в начальную школу в городе Ханакин, которую через несколько лет с успехом окончила; затем продолжила образование в лицее. Уже в школьном возрасте она проявляла большие способности и вела себя достаточно независимо. Несомненно, это являлось тем внутренним стержнем, который и определил ее судьбу. 

В конце 1960-х годов Лейла и её брат составляли памфлеты о жестокостях новой власти, в том числе нового лидера Саддама Хусейна, которого считали рьяным противником курдской независимости. Курдская активистка была обвинена в попытке покушения на Саддама Хусейна и 12 мая 1974 года казнена в Багдаде. Считается одной из национальных героини курдов. К моменту казни ей было двадцать два года.

Лейла Зана (Leyla Zane) родилась в 1961 году в Диарбакыре. В 1991-м Лейла Зана стала первой курдской женщиной, избранной в турецкий парламент. Долгие годы курдский язык был под строжайшим запретом, лишь к началу 1990-х годов он был легализован, однако его употребление вобщественных местах всё ещё находилось под запретом. Так, краткая речь, произнесённая Лейлой Зана на курдском языке в турецком парламенте, обернулась громким скандалом и в дальнейшем стала одним из оснований её ареста. Зачитав депутатскую присягу на турецком языке, Зана завершила свою речь фразой на курдском языке. В результате была приговорена к пятнадцати годам тюремного заключения. Организация «Международная амнистия» признала Лейлу Зана узником совести.

Лейла Гювен (Leyla Guven) родилась в 1964 году, политик, депутат турецкого парламента, основатель и председатель женского отделения HADEP. Эта работа сопровождалась для неё многочисленными столкновениями с властями. Она неоднократно была арестована, в ноябре 2018 года объявилаголодовку в знак протеста против изоляции Абдуллы Оджалана. К ней присоединились двести пятьдесят политических осуждённых с бессрочной голодовкой. Лейла Гювен никогда не испытывала сомнений в том, что делает, и последовательно шла по тому пути, который выбрала.

Список курдских женщин, повлиявших на ход курдской истории, огромный. Эти женщины всегда полагались на собственные силы и моральную поддержку близких духом людей, уделяя особое внимание соблюдению прав и свобод женщин во всех регионах Ближнего Востока. Одно ясно точно: сегодня курдская женщина приобрела иной статус, в котором она добровольно трансформируется с течением времени и реального положения в социуме.

Представлю историю ещё одной курдской женщины, родившейся в Казахстане по воле турецкой и сталинской тирании. Несмотря нa сложности депортации и ограничения в перемещении по территории республики, она находила в себе силы на развитие. В послевоенные годы проблемы женщин не особо волновали кого-то, причин этому было много – считалось, что женское образование не имеет значения. Но находились женщины, которые шли против пережитков прошлого. 

Сулейменова Санам Каримовна, дочь учителя Караме Али Сулеймана,открывшего первую школу в 1937 году в Казахстане. Санам Каримовнародилась в 1943 году, в Южно-Казахстанской области. В 1966 году с отличием окончила казахскую школу. По настоянию директора школы Надирова А. К. иподписей сорока учителей школы в 1967 году она едет поступать в Алма-Ату. Попадает на приём к Кунаеву как дочь репрессированных курдов с просьбой одобрить ее поступление. Министерством просвещения ей было разрешено поступить в любое высшее учебное заведение. Санам поступает в Сельскохозяйственный институт, на факультет экономики, в 1972 успешно заканчивает обучение. 

 Более тридцати лет она проработала в городе Каратау. Дочь репрессированного курда, который в трудные  времена открыл школу, Санам Каримовна стремилась продолжать дело отца. Начиная с 1995 года она внесла свой вклад в развитие курдского языка, знакомила молодежь с курдской культурой, воспитывала в них патриотизм. Была знакома со многими товарищами, работая на местах в Мала Курда. И сегодня, находясь в преклонном возрасте, Санам Каримовна, как и многие курды, остаётся верной своим убеждениям, воспитывая своих детей в духе самосознания  национальной идентичности.

  Все эти курдские женщины  отличались стальной выдержкой и умением принимать волевые решения. Их имена вписаны в историю золотыми буквами. Таких примеров много в нашей многострадальной истории. Каждый новый день для  курдской женщины – это борьба с условностями, пережитками, догиатами. Прислушиваться к себе –величайшее благо для женщины. Пожалуй, одна из важнейших степенейсвободы, которую мы можем себе позволить.

Сулейменова Санам Каримовна