Айша Шан и ее песенная революция

Со своим нежным голосом, она стала родоначальницей современной курдской песни и музыки. В определенные времена прошлого столетия под запретом был сам курдский язык. Но отсталость общества особенно проявлялась в запрете женского песнопения, объявленного безнравственным. И, все же, курдские песни продолжали звучать на родном языке. Ее борьба в искусстве была подобна борьбе с оружием в руках, а образ сильной личности, который она демонстрировала своему народу, стал символом пронесенной через века курдской культуры.

Айша Шан – одна из ведущих и известнейших исполнителей в истории курдской песни. Своим прекрасным исполнением она заставляла слушателей полностью погрузиться в музыку и испытать чудесные мгновения.


Ее песни — с покоем в душе и голосе — были особенными. Ведь она не получила никакого специального образования, но, имея совершенно неповторимую манеру исполнения, она заняла свое, достойное, место. Айша Шан пела на разных языках: курдском, фарси и арабском.

Айша Шан родилась в 1938 году в городе Амаде в северном Курдистане. По происхождению семья была из Арзерума, состояла из шести человек: родителей, трех девочек и мальчика. Айша была старшей дочерью. Отца звали Осман Али Шан, а маму – Алиф Хан. Будучи на фронтах второй мировой войны, отец заболел и умер. Тогда Айша была еще маленькой, и, когда бои между Россией и Турцией приблизились к ним, семья покинула город, потеряв многих своих членов.

Начальное образование Айша Шан получила в бедной семье, жившей в деревне Арабдаше, которая расположилась внутри древней крепости города Амад.

Детство ее прошло под влиянием песен, исполнявшихся в их доме. Особенно –отца, которых он знал очень много.

Айша Шан видела, что голос ее привлекает внимание людей, и, благодаря этому, росла ее уверенность в себе. Она старалась принимать участие во всех праздниках. Однако, семья, жившая ортодоксально и имевшая глубоко отсталые взгляды, стала препятствием на пути девушки. Но, несмотря на это, Айша Шан уже в 15 лет выпустила свою первую кассету втайне от родных. Так она родилась как певица, и ее популярность начала расти.

Это стало ее несчастьем, так как семья поспешила избавится от «позора», выдав Айшан замуж за пожилого, уже женатого ранее, человека с большим количеством детей. После рождения дочки, Айша сбежала с ней из дома в Амад.

После побега Айша Шан бывает во многих больших городах северного Курдистана и Турции. Знакомится с известными певцами, особенно, в городе Дилоке. Везде она много выступает.

В Дилоке Айшан узнает о новых для себя музыкальных инструментах. В их сопровождении она исполняет в основном песни на турецком языке. Ее имя становится известным. Через какое-то время Айша Шан начинает петь на курдском. Это негативно сказывается на ее жизни, так как в Турции существовал запрет на курдский язык и песни. А через два года работы на радио, умирает ее дочка. Это стало большой трагедией для певицы, и в 1961 году она покидает Дилок. Теперь она едет в Стамбул.



С новыми силами Айша Шан начинает петь на родном языке. В 1961 году в Стамбуле прозвучала ее первая песня под названием «Ez xazal im».

Однажды, исполняя песню на курдском, певица получила удар ножом от турецкого охранника. Это заставило ее покинуть Стамбул. После выздоровления, в 1972 году, она едет в Германию. Там и в других городах Европы Айша Шан много гастролирует. Остаться надолго не получается, и она вновь возвращается в Стамбул.

По приглашению друзей Айша Шан приезжает в город Мосул в Ираке. Здесь она общается с известнейшими певцами Мухаммадом Ареф Джязрауи, Иса Беруари и другими. Позже певица едет на курдское радио в Багдаде. Ее приезд стал сюрпризом для служащих, они были приятно удивлены. Дальнейшие ее выступления в эфире сыграли огромную роль в популяризации курдского радио.

Последнее выступление Айша Шан состоялось в Измире, оно было организовано Центром курдской культуры и творчества. Потом она заболевает и 18 декабря 1996 года умирает в больнице Измира. Здесь же она и была захоронена.

В двадцать первую годовщину смерти певицы корреспонденты агентства «Курдистан сегодня» встретились с поэтом и исследователем курдской культуры Салехом Хейдо. Считая уход Айша Шан большой потерей, он сказал: « Вспоминая такого человека и личность, как Айша Шан, мы обязаны сохранять память о ее борьбе и творчестве, знакомить с ее песнями следующие поколения. Слушая любую курдскую народную песню, вспоминается и ее чистый голос. У курдского народа есть много таких символов культуры, как Айша Шан. Она разрушила все преграды, которые ставили ей в жизни отсталость общества и отжившие традиции».

источник: kurdistan.today

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/aFhqs
ВИАН

Share
Published by
ВИАН

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

26 минут ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

10 часов ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

10 часов ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

21 час ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

1 день ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

1 день ago