Categories: Культура

Государство нападает на режиссеров, снимающих актуальное кино

Режиссеры документального фильма «Бакур» Джаян Дамирал и Эртюрул Мавиоглу вместо наград за снятую ими ленту получили приговор суда. То же в 2019 году случилось и с режиссером фильма «Нужин» Вейси Атаем.

 В ближайшие дни и недели перед судом предстанет еще больше деятелей кинематографа.

 Все чаще курдские и турецкие кинематографисты за свои работы попадают на скамью подсудимых. Курдских режиссеров в основном обвиняют в «пропаганде террористической организации» и «помощи террористической организации». Их арестовывают и судят.

В феврале и марте перед служителями Фемиды предстанут курдские кинематографисты Казым Оз, Озай Шахин, Кутбаттин Джебе и Шияр Дикле.

Для режиссера Кутбаттина Джебе это будет уже второе слушание.  Мы поговорили с ним о том, что значит снимать кино в условиях репрессивной среды. Джебе обвиняют в «пропаганде нелегальной организации» из-за снятого им в 2016 году документального фильмом «Роза — страна двух рек».

– Вас судят за документальный фильм, который вы сняли в 2016 году. Можете рассказать нам об этом процессе?

 – Я был задержан в результате операции в 2018 году. Меня обвиняют в пропаганде нелегальной организации, но что же это за организация? ОНС!  Да, та самая организация, которая завоевала поддержку во всем мире за свою борьбу с ИГИЛ*. Но для Турции это «террористическая организация». Так мы попали на скамью подсудимых – мы упомянули название организации, которую запрещает упоминать наше «святое государство».

– Многие кинематографисты в Турции находятся под судом, большинство из них курды.  Процессы над 4 курдскими режиссерами, в том числе и вами, пройдут в феврале и марте 2020 года…

– В этой стране судят курдских режиссеров, турецких режиссеров, видеоактивистов.  Государство, похоже, открыло для себя силу кинематографа. Мы все осведомлены о вкладе документальных, игровых и видеофильмов в развитие и создание альтернативного процесса памяти. Очевидно, что в течение последних пяти лет государство пыталось консолидировать свою гегемонию и усиливало нападки на кинематограф. Курдские режиссеры снимают фильмы о курдской проблеме, но и турецкие режиссеры также затрагивают вопросы, связанные с ней. Пострадали авторы таких фильмов, как «Бакур» и «Нужин». Можно сказать, что с тех пор, как курдские и турецкие режиссеры начали заниматься проблемами страны, они попали под прицел государства.

– Что вы скажете о процессе в контексте «пропаганды террористической организации»?

– Эта чушь о пропаганде является отличным прикрытием, которое государство обнаружило и активно использует, чтобы устранять независимых режиссеров. Занятие пропагандой для организации – редкое оправдание как внутри страны, так и за ее пределами. У государства отлично получается: 99 процентов судебных процессов против кинематографистов прикрываются этими обвинениями.

– Что значит снимать кино в условиях сложившейся ситуации?

– Из-за давления со стороны государства кинематографисты не могут найти зал для показа своих фильмов. Фестивали скептически относятся к независимым кинолентам. Фильмы, посвященные курдской проблеме, часто не находят места для показа. Понятно, что это делает нас уязвимыми. Однако независимые кинематографисты не зависят так сильно от залов и фестивалей, как индустриальное кино.

Например, снятую нами документальную ленту мы показывали в кофейнях. Буржуазное искусство любит салоны и фестивали.  Фестивали, конечно, для нас, режиссеров, являются отличной площадкой, где мы можем показать свои работы, но мы ориентируемся не только на них.

*- террористическая организация, запрещённая на территории РФ 

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/BRUX8

Recent Posts

Вышел новый номер журнала «Легерин»

На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…

12 часов ago

Искоренение насилия в отношении женщин – главная тема мероприятий в Тель-Хамисе и Амуде

В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…

22 часа ago

Отказ в начале разбирательств по поводу полицейского насилия над пожилой женщиной

Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…

22 часа ago

Муниципалитеты ПНРД инициировали кампанию против насилия в отношении женщин

Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…

1 день ago

Заключенные женской тюрьмы Эвин объявили протестную голодовку

Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…

2 дня ago

Женщины открыто бросают вызов правящему режиму Ирана

Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…

2 дня ago