Женский фактор в ополчении курдского народа

Среди многочисленных политических и военных процессов, которые протекают на Ближнем Востоке, особо выделяется «феномен» XXI века — национально-освободительная борьба курдского народа, которая в последние годы привлекла пристальное внимание всего мирового сообщества.
Связано это, в первую очередь, с тем, что курдская борьба за независимость стала тесно переплетаться с региональными проблемами мировой значимости. Так, например, действия курдов на севере Сирии являются составной частью сирийского кризиса, который не сходит с уст политиков на международных встречах любого масштаба уже более шести лет.

Курдское ополчение сегодня небезосновательно можно назвать «феноменом», так как оно обладает достаточным количеством отличительных черт, чтобы ярко выделяться среди других подобных социально-политических явлений. Одной из таких особенностей является высокая степень вовлеченности женского населения Курдистана в военные действия, что имеет под собой серьезные идеологические основы.
Именно неожиданное переплетение двух злободневных вопросов — курдского национально-освободительного движения и идеологии феминизма — обуславливает актуальность выбранной темы.
Курдское ополчение принято рассматривать в контексте каких-то сопутствующих процессов, ограничивая его идеологическую базу общими представлениями о необходимости обретения национальной независимости, не акцентируя внимание на таких узких, но не менее важных идеях, как «курдский феминизм».
Данная работа нацелена на выявление основных военно-политических структур курдов на Ближнем Востоке, в которых полноправными, или даже единственными, участниками являются женщины, а также на изложение идеологических основ возникновения подобных структур в преимущественно мусульманском регионе.

Основные военно-политические силы Курдистана

На протяжении истории, как это обычно происходит с народами, проживающими на территориях другого государства, национально-освободительное движение в любом виде возникало во всех частях Курдистана, охватывающего запад Ирана, север Ирака, северо-восток Сирии и юго-восток Турции.
Успешная борьба за независимость немыслима без внедрения специально созданных национальных структур в политическую жизнь государства проживания. Ситуация с курдскими политическими силами осложняется фактом их разрозненности, слишком ярко выраженной для такой небольшой нации.
  Основными курдскими политическими силами являются:

  •  в Турции —  Рабочая партия Курдистана (РПК)
  • в Сирии — Партия демократического союза  (ПДС) и Курдский национальный совет» (КНС);
  • в Ираке — Демократическая партия Курдистана (ДПК) и Патриотический союз Курдистана  (ПСК);
  • в Иране — Партия свободной жизни  Курдистана(ПСЖК).

Кроме всего, в каждой стране самые влиятельные курдские партии имеют свое «боевое крыло», порой неофициальное, как в случае с Отрядами народной  самообороны» (ОНС) в Сирии, которые де-юра не связаны с Партией демократический союз, де-факто подчиняясь ей.

В южном Курдистане отряды пешмерга являются основной военной силой курдов уже долгое время, партизанские Народные силы самообороны в Турции связаны с РПК, а в Иране подобную роль играет организация Самооборона Восточного Курдистана.

Женщины — участники национально-освободительного движения курдов

Уникальность боевых отрядов курдов заключается  в относительно высокой степени вовлеченности женского населения в военные действия как в качестве рядовых членов группировки, так формируя обособленные женские отряды, среди которых необходимо отметить три основных: Женские отряды гражданской самообороны (ОГС-Ж) в северном Курдистане, Женские отряды самообороны (ЖОС) в Рожавы и Женские отряды самообороны (ЖОС)  в городе Шенгала в Ираке, где, кроме того, женщины являются, хоть и не такой многочисленной, но важной частью отрядов пешмерга.
Среди этого списка есть совсем «молодое» военизированное образование — Женские отряды Эздихана (ЖОЭ)— основанное лишь в 2015 году с целью обороны общины езидов в Ираке, в частности, в Шенгале.

Основанием для появления подобной группировки, первоначально в качестве спецоперации по борьбе с террористами «Исламского государства» в рамках женского подразделения Отряды сопротивления Эзидхана (ОСЭ), послужил факт многолетнего насилия со стороны исламистов в отношении местных женщин.
Западный Курдистан, как уже было сказано выше, сегодня привлекает наибольшее внимание общественности, и именно поэтому из всех курдских военных подразделение с участниками-женщинами известность, в первую очередь, приобрели Женские отряды самообороны (ЖОС) Сирии.
Основанные в 2012 году, они являются женским подразделением Отрядов народной самообороны, наряду с которыми успешно отстаивают свои исторические территории на севере Сирии.

Отряды женской самообороны особо отличились при боях за Кобани — город, который называют «Курдским Сталинградом» за его стратегическую значимость и за ту сложность, с которой его удалось дважды отвоевать у боевиков «Исламского государства».
Отряды женской самообороны» считаются феминистской организацией, хотя распространение этой идеологии не является ее главной целью. Тем не менее, анализируя высказывания самих женщин-бойцов ЖОС, сложно не заметить, что агитация проводится за защиту прав женщин, а не только за оборону Родины. «Мы отомстим за тех женщин, которые были проданы, как рабы, на рынках ИГИЛ» — заявляют они.

Идеологическая база участия женщин в боевых отрядах

Идеи борьбы за права женщин лежат в основе не только сирийских женских отрядов, но и всех остальных перечисленных выше военно-политических структур с участием женщин. Однако не всегда курдская женщина может свободно вступить в ряды подобных организаций.
В этом и заключается один из самых интересных парадоксов подобного явления: большинство курдов исповедуют Ислам, который принято ассоциировать с минимальной ролью женщины в обществе. Тем не менее, на стороне курдов в освободительном движении сражается определенное количество женщин.

Но, в то же время, не все курды одобряют подобное: даже в таких условиях в обществе сохраняются традиционные взгляды, согласно которым война — не та сфера, в которую должны быть вовлечены женщины.
Таким образом, можно заявить, что курдский народ своей позицией по данному вопросу выделяется на фоне других наций Ближнего Востока умеренностью, что можно объяснить особым балансом между религией и идеологией здесь. Даже исповедуя Ислам, курды, в большинстве своем, не основывают лишь на его канонах свою идеологию.
Говоря об идеях равенства мужчин и женщин в курдском обществе, необходимо отметить Движение за демократическое общество (сокращенно ДДО), осуществляющее на данный момент управление на территории Сирийского Курдистана.
Под эгидой ДДО функционирует целая система социальных и политических структур, которые ответственны за решение всех насущных проблем курдского общества, в том числе и проблемы правового статуса женщин.

В этом вопросе система добилась определенного успеха. Во-первых, женщинам теперь гарантируется право наравне с мужчинами быть представленными в органах управления. Во-вторых, Отряды женской самообороны укрепились в качестве военной силы Курдистана благодаря идеям равенства и свободы, лежащим в основе ДДО.

В-третьих, подобная идеология подразумевает борьбу с нарушением прав женщин, которое проявляется в отголосках исторического прошлого: насильственных и ранних браках, многоженстве, убийствах чести и т д.
Если углубиться в истоки теоретической базы системы ДДО, то, среди прочего, можно выйти на работу «Демократический конфедерализм» Абдуллы Оджалана, создателя Рабочей партии Курдистана и одного из основных идеологов Курдистана.
На другую работу А. Оджалана, «Освобождение жизни: Революция женщин», как раз и опирается идеология « Жинеология» (курд. «Jineolojî‎»), или «Наука о женщинах» — так называемый, «курдский феминизм».

Основным тезисом работы курдского политического деятеля является следующее высказывание: «Страна не может быть свободной, пока ее женщины не свободны».

Исходя из этого положения, Абдулла Оджалан дальше строит свою теорию: «Порабощение женщин положило начало всем остальным видам порабощения».

Кроме того, в работе он пытается разобраться в вопросе того, как матриархальное общество модифицировалось в такое, где роль женщины максимально ограничена? И приходит к выводу, что это было предсказуемым и понятным процессом, начавшимся с усиления роли добытчика-мужчины и стоящем на пороге новой эры — эры женской Революции, когда женщины должны вернуть себе свои права, а общество — пробудиться и произвести фундаментальные изменения.
Таким образом, « Жинеологии» является наиболее благоприятной базой для появления феминистских настроений в курдском обществе и, собственно, организации боевых отрядов, сформированных исключительно из женщин, которые и борются за свои права и за историческую справедливость, в своем понимании.
Кроме фундаментальных идеологических основ, которые позволяют женщинам-курдам принимать участие в военных действиях, необходимо отметить одно дополнительное сильное преимущество подобных военных формирований: боевики «Исламского государства» — основной соперник курдов на поле боя — и другие радикальные исламисты, опираясь на свои религиозные догмы, боятся умереть от рук женщины, так как это, по их убеждениям, приведет их в Ад.
Таким образом, женский фактор в курдском военизированном ополчении является далеко не такой узкой темой, какой может показаться на первый взгляд. Она уходит корнями в уникальные для реалий Ближнего Востока идеи феминизма, которые, возможно, имеют потенциал для более широкого распространения в регионе.

Алвина  СААКЯН
Российско-Армянский (Славянский) Университет

Источник: diplomat

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикуемых материалов.

Короткая ссылка:: http://viyan.ru/60e5e

Оставить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *