–Получается, ты будешь работать в женском правительстве? – спросила меня подруга после моего (как мне казалось, вдохновляющего) рассказа о женском освободительном движении в Рожаве.
– Нет, в Конгрессе Стар, – запротестовала я.
– Я и говорю…В Конгрессе Стар.
Конечно, Конгресс Стар не правительство. Потому что в Рожаве нет правительства в привычном для нас понимании этого слова. Есть структура, противоположная правительству, Движение за демократическое общество (ДДО) – самоорганизация жителей, которые сами решают, как им жить, основываясь на принципах консенсуса и уважения друг к другу. Внутри неё подструктура, которая выполняет те же самые функции, но только для женщин. И называется она — Конгресс Стар.
Казалось бы, зачем создавать отдельную женскую структуру самоуправления, если смешанная уже существует? Ответ прост: чтобы сделать видимыми проблемы, которые касаются только женщин. Выдвинуть мнение женщин на один уровень с мнением мужчин, занимающих властную позицию в мире патриархата.
«Свобода женщины не может предполагаться лишь после того, как общество получит общую свободу и равенство. Необходима отдельная и самостоятельная организация», — написал лидер курдского народа Абдулла Оджаллан, и женщины с ним согласны.
Революция в Рожаве не первая и не последняя революция, кардинально изменившая жизнь населения. Иногда после поражения или победы революций прошлого образовывались новые властные институты для построения светлого будущего. Ведущую позицию в них занимали мужчины. А женщины возвращались к заранее уготовленной для них второстепенной роли. Мужчины решали вопросы, которые сами же мужчины считали важными. Как мы видим, светлое будущее всё еще не наступило.
Патриархат делает угнетение и насилие над женщиной системным. Негативные аспекты патриархата опасны, в том числе, и для мужчин. Нельзя отрицать связь капитализма и других форм иерархии с патриархальной системой. Однако сложно поспорить с тем фактом, что положение женщины в мире патриархата, мягко говоря, отличается от положения мужчины. И помимо общих проблем и трудностей, с которыми сталкиваются и мужчины, и женщины (скажем, классовое неравноправие, расизм), существуют и те, которые касаются только женщин. Поэтому для свержения патриархата и достижения равноправия женщины Рожавы объединились и создали автономную женскую организацию.
Женщины Рожавы уверены, что решением проблем женщин должны заниматься они сами, потому что только женщины знают и могут понять положение женщины в мире патриархата. Такой подход продиктован не столько нарративом о «спасении утопающего», сколько многовековыми традициями, которые человеку с ориенталистским мышлением кажутся странными, зачастую необъяснимыми и не имеющими никакого смысла.
Отношения между женщинами на Ближнем Востоке отличаются. В силу многих ограничений женщины вынуждены действовать сообща. Взаимопомощь – необходимое условие для выживания на раскуроченном войнами Ближнем Востоке. Ответственность за наличие всех предметов обихода, которые считаются в обществе относящимися к женскому телу (женщина не может попросить у мужчины что-то из предметов личной гигиены, например, зубную пасту), лежит на женщинах. Детали, составляющие быт, имеют колоссальное влияние на социальные связи. Они во многом формируют уникальный подход женщин Рожавы – решать многие вопросы без участия мужчин, что, в свою очередь, является причиной для объединения женщин в коллективы, начиная с такого бытового уровня. Помимо этого, всевозможные запреты на присутствие женщин на одних и тех же мероприятиях с мужчинами стали поводами для создания своих собственных женских групп взаимодействия.
Разумеется, на Ближнем Востоке совсем другой подход к эмансипации женщин, едва ли пересекающийся с западным представлением о «свободе» женщины. Активистки в Рожаве знают, например, какие плоды принесла сексуальная революция женщинам запада. Они обличают накренившийся либеральный феминизм, использующий феминистский лексикон. Однако женщины в Рожаве не пренебрегают опытом предыдущих поколений феминисток, боровшихся за эмансипацию женщин.
Женскую революцию в Рожаве отличают от остальных революций именно сильные сепаратные структуры, организованные женщинами и для женщин. Самоорганизация женщин в Рожаве (на севере Сирии) на данный момент – наиболее радикальное и яркое событие для современного феминистского движения. Но стоит отметить, что известное на весь мир вооруженное формирование Женских отрядов самообороны (ЖОС) нераздельно от гражданских институтов и организаций женщин.
Изначально Конгресс Стар назывался Yeketia Star, что переводится с курдского как «Объединение Стар». Разумеется,Yeketia Star появилось не само собой. Существовала долгая традиция самоорганизации женщин. Причем речь идет не только о революционерках, решивших работать вместе для продуктивной борьбы за права женщин на Ближнем Востоке.
Yeketia Star заявило о себе в революционных кругах в 2005 году, когда царил режим Баас. Объединение работало над обличением методов, которые использовало правительство для угнетения женщин, и активно взаимодействовало с жителями. С каждым днем политическая ситуация лишь ухудшалась. Женщины из объединения ходили по домам, чтобы вести пропаганду.
Yekitiya Star работало с обществом и стало одним из наиболее важных политических движений в регионе. Женщины из объединения фокусировались на том, чтобы поднять уровень политической сознательности женщин и их осведомленности о проблемах женщин. Для этого были задействованы средства массовой информации и многие другие инструменты для работы с населением. Также они организовывали мероприятия для того, чтобы рассказать женщинам, в каких политических и социальных условиях они находятся. Помимо этого, велась работа по самоорганизации женщин и укреплению их положения в обществе. Благодаря своей самоотверженной работе они бросили вызов доминирующему мужскому менталитету в обществе.
Работа Yekitiya Star была трудной и опасной. Активистки были мишенью правительства, их арестовывали и пытали. Судьбы некоторых женщин до сих пор неизвестны. Репрессии не остановили женщин. Они боролись за свободу и бесстрашно шли по этому пути. Поэтому все действия правительства имели противоположный эффект. Из-за репрессивных действий правительства сформировалась прочная основа – солидарность внутри женских коллективов, которую в последствии революционерки использовали как трамплин для прорыва в борьбе женщин в самом начале революции в Рожаве. Женское освободительное движение играло активную роль с самого начала демократической революции в Рожаве и в борьбе за то, чтобы эта революция ознаменовалась свободой женщин.
В 2016 году Yekitiya Star изменило свое название на Конгресс Стар (KongreyaStar), став зонтичной организацией для учреждений, которые согласились работать в соответствии с её уставом. Конгресс Стар объединил самоорганизованные гражданские институты.
Сейчас Конгресс Стар – это организация для всех групп женщин в Рожаве. Эта организация стала домом для женщин всех национальностей и вероисповеданий. Женщины самоорганизуютсяв различных сферах гражданского общества в соответствии с моделью демократического самоуправления и верой в свободу женщин. Они стремятся как к развитию свободной Рожавы и демократической Сирии, так и всего Ближнего Востока путем эмансипации женщин и концепции демократического конфедерализма.
Все женщины, являющиеся членами Движения за демократическое общество (TEV-DEM) и структуры автономного местного самоуправление, также входят в состав Конгресса Стар. Благодаря этому женщины присутствуют во всех сферах жизни. В различных учреждениях: советах, коммунах, культурных центрах, организациях по оказанию помощи и поддержки семьям героев и героинь, многочисленных рабочих комитетах – во всех обсуждениях и дебатах звучит голос женщин.
Во всех областях жизни женщины сами принимают решения. Каждое организационное подразделение (комитет) Конгресса Стар занимается вопросами и проблемами, с которыми сталкиваются женщины, и являет собой организованную структуру во всех сферах жизни: политика, общество, культура, охрана окружающей среды, экономика, дипломатия, самооборона, образование, СМИ.
Есть также специальный институт для решения широкого спектра проблем, с которыми сталкиваются женщины. Называется он «Дом женщин» – Mala Jinê. «Дома женщин» отрыты во всех крупных городах Рожавы. Планируется открыть и новые. Женщины могут обращаться в «Дом женщин» по любым вопросам.
Во время сирийской революции курдские женщины стали активными участницами во всех видах революционной деятельности. После этого они сыграли ключевую роль в построении самоуправления в Джазире, Африне, Кобани, Гре Спи, Табке и Манбидже.
Конгресс Стар смог сформировать альянсы с другими женскими организациями, влияющими на общественное мнение по женской проблематике и расширение прав и возможностей женщин в политической реализации системы совместного управления на всех уровнях и во всех областях организации общества. Это значит, что в каждой администрации есть один мужчина и одна женщина, и они равны в совместной работе. 50% любых законодательных органов состоит из женщин, что обеспечивает признание гражданских прав женщин и равный статус в обществе. Эта борьба была трудной, и продолжается по сей день.
Конгресс Стар организовал обучение и образование для женщин. Он работал над расширением экономических прав и возможностей женщин в создании проектов кооперативов производства, включая сельское хозяйство, молочную промышленность, пекарни, кондитерские фабрики, швейные цеха и многое другое. Появились специальные курсы для женщин о том, как обращаться с оружием, и о тактике самообороны, чтобы женщины могли защитить себя и свои дома.
Организация стремится ликвидировать все формы неравенства в обществе, отвергает семейные отношения, основанные на собственничестве и контроле. Конгресс Стар активно борется с детскими браками.
Конгресс и по сей день ставит своей целью объедение женщин в северной Сирии. Поэтому Конгресс Стар принимает участие во всех женских инициативах и собраниях, а также ищет дипломатическое решение для выхода из сирийского кризиса.
Также существует система сопредседательства – избранными представителями всегда является и женщина, и мужчина. «Женщина чувствует свою силу и независимость, когда знает, что за ней организованная группа подруг и сестер, которые никогда не бросят в беде», — рассказывают работницы Конгресса Стар.
Система сопредседательства, обязательная квота в 50% на участие женщин в самоуправлении Рожавы, а также Женские отряды самообороны – всё это стало возможным только благодаря автономным женским формированиям, организованным женщинами и для женщин. Такие женские автономные структуры не только сделали женщин независимыми, но и дали шанс развитию более безопасного общества, которое устойчиво борется с фашистской Турцией и их прокси-силами ИГИЛ.
Помимо того, что женщины в Рожаве сами решают, как им жить, коллективный голос женщин не просто, наконец, услышан. Он объявил также о проблемах, которые ранее игнорировались. Это позволило выстроить здесь, на севере Сирии, альтернативную систему в экономике и организации общества.
«Для достижения этого всего женщинам необходимо было объединиться», — считают в Конгрессе Стар.
источник: anfrussian.com
Этноконфессиональная община ярсанистов, проживающих в основном в южном и востчоном Курдистане (западном Иране и восточном…
Турецкие войска активизировали атаки на территории Северной и Восточной Сирии, что вызвало обеспокоенность местных властей…
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…