–Получается, ты будешь работать в женском правительстве? – спросила меня подруга после моего (как мне казалось, вдохновляющего) рассказа о женском освободительном движении в Рожаве.
– Нет, в Конгрессе Стар, – запротестовала я.
– Я и говорю…В Конгрессе Стар.
Конечно, Конгресс Стар не правительство. Потому что в Рожаве нет правительства в привычном для нас понимании этого слова. Есть структура, противоположная правительству, Движение за демократическое общество (ДДО) – самоорганизация жителей, которые сами решают, как им жить, основываясь на принципах консенсуса и уважения друг к другу. Внутри неё подструктура, которая выполняет те же самые функции, но только для женщин. И называется она — Конгресс Стар.
Казалось бы, зачем создавать отдельную женскую структуру самоуправления, если смешанная уже существует? Ответ прост: чтобы сделать видимыми проблемы, которые касаются только женщин. Выдвинуть мнение женщин на один уровень с мнением мужчин, занимающих властную позицию в мире патриархата.
«Свобода женщины не может предполагаться лишь после того, как общество получит общую свободу и равенство. Необходима отдельная и самостоятельная организация», — написал лидер курдского народа Абдулла Оджаллан, и женщины с ним согласны.
Революция в Рожаве не первая и не последняя революция, кардинально изменившая жизнь населения. Иногда после поражения или победы революций прошлого образовывались новые властные институты для построения светлого будущего. Ведущую позицию в них занимали мужчины. А женщины возвращались к заранее уготовленной для них второстепенной роли. Мужчины решали вопросы, которые сами же мужчины считали важными. Как мы видим, светлое будущее всё еще не наступило.
Патриархат делает угнетение и насилие над женщиной системным. Негативные аспекты патриархата опасны, в том числе, и для мужчин. Нельзя отрицать связь капитализма и других форм иерархии с патриархальной системой. Однако сложно поспорить с тем фактом, что положение женщины в мире патриархата, мягко говоря, отличается от положения мужчины. И помимо общих проблем и трудностей, с которыми сталкиваются и мужчины, и женщины (скажем, классовое неравноправие, расизм), существуют и те, которые касаются только женщин. Поэтому для свержения патриархата и достижения равноправия женщины Рожавы объединились и создали автономную женскую организацию.
Женщины Рожавы уверены, что решением проблем женщин должны заниматься они сами, потому что только женщины знают и могут понять положение женщины в мире патриархата. Такой подход продиктован не столько нарративом о «спасении утопающего», сколько многовековыми традициями, которые человеку с ориенталистским мышлением кажутся странными, зачастую необъяснимыми и не имеющими никакого смысла.
Отношения между женщинами на Ближнем Востоке отличаются. В силу многих ограничений женщины вынуждены действовать сообща. Взаимопомощь – необходимое условие для выживания на раскуроченном войнами Ближнем Востоке. Ответственность за наличие всех предметов обихода, которые считаются в обществе относящимися к женскому телу (женщина не может попросить у мужчины что-то из предметов личной гигиены, например, зубную пасту), лежит на женщинах. Детали, составляющие быт, имеют колоссальное влияние на социальные связи. Они во многом формируют уникальный подход женщин Рожавы – решать многие вопросы без участия мужчин, что, в свою очередь, является причиной для объединения женщин в коллективы, начиная с такого бытового уровня. Помимо этого, всевозможные запреты на присутствие женщин на одних и тех же мероприятиях с мужчинами стали поводами для создания своих собственных женских групп взаимодействия.
Разумеется, на Ближнем Востоке совсем другой подход к эмансипации женщин, едва ли пересекающийся с западным представлением о «свободе» женщины. Активистки в Рожаве знают, например, какие плоды принесла сексуальная революция женщинам запада. Они обличают накренившийся либеральный феминизм, использующий феминистский лексикон. Однако женщины в Рожаве не пренебрегают опытом предыдущих поколений феминисток, боровшихся за эмансипацию женщин.
Женскую революцию в Рожаве отличают от остальных революций именно сильные сепаратные структуры, организованные женщинами и для женщин. Самоорганизация женщин в Рожаве (на севере Сирии) на данный момент – наиболее радикальное и яркое событие для современного феминистского движения. Но стоит отметить, что известное на весь мир вооруженное формирование Женских отрядов самообороны (ЖОС) нераздельно от гражданских институтов и организаций женщин.
Изначально Конгресс Стар назывался Yeketia Star, что переводится с курдского как «Объединение Стар». Разумеется,Yeketia Star появилось не само собой. Существовала долгая традиция самоорганизации женщин. Причем речь идет не только о революционерках, решивших работать вместе для продуктивной борьбы за права женщин на Ближнем Востоке.
Yeketia Star заявило о себе в революционных кругах в 2005 году, когда царил режим Баас. Объединение работало над обличением методов, которые использовало правительство для угнетения женщин, и активно взаимодействовало с жителями. С каждым днем политическая ситуация лишь ухудшалась. Женщины из объединения ходили по домам, чтобы вести пропаганду.
Yekitiya Star работало с обществом и стало одним из наиболее важных политических движений в регионе. Женщины из объединения фокусировались на том, чтобы поднять уровень политической сознательности женщин и их осведомленности о проблемах женщин. Для этого были задействованы средства массовой информации и многие другие инструменты для работы с населением. Также они организовывали мероприятия для того, чтобы рассказать женщинам, в каких политических и социальных условиях они находятся. Помимо этого, велась работа по самоорганизации женщин и укреплению их положения в обществе. Благодаря своей самоотверженной работе они бросили вызов доминирующему мужскому менталитету в обществе.
Работа Yekitiya Star была трудной и опасной. Активистки были мишенью правительства, их арестовывали и пытали. Судьбы некоторых женщин до сих пор неизвестны. Репрессии не остановили женщин. Они боролись за свободу и бесстрашно шли по этому пути. Поэтому все действия правительства имели противоположный эффект. Из-за репрессивных действий правительства сформировалась прочная основа – солидарность внутри женских коллективов, которую в последствии революционерки использовали как трамплин для прорыва в борьбе женщин в самом начале революции в Рожаве. Женское освободительное движение играло активную роль с самого начала демократической революции в Рожаве и в борьбе за то, чтобы эта революция ознаменовалась свободой женщин.
В 2016 году Yekitiya Star изменило свое название на Конгресс Стар (KongreyaStar), став зонтичной организацией для учреждений, которые согласились работать в соответствии с её уставом. Конгресс Стар объединил самоорганизованные гражданские институты.
Сейчас Конгресс Стар – это организация для всех групп женщин в Рожаве. Эта организация стала домом для женщин всех национальностей и вероисповеданий. Женщины самоорганизуютсяв различных сферах гражданского общества в соответствии с моделью демократического самоуправления и верой в свободу женщин. Они стремятся как к развитию свободной Рожавы и демократической Сирии, так и всего Ближнего Востока путем эмансипации женщин и концепции демократического конфедерализма.
Все женщины, являющиеся членами Движения за демократическое общество (TEV-DEM) и структуры автономного местного самоуправление, также входят в состав Конгресса Стар. Благодаря этому женщины присутствуют во всех сферах жизни. В различных учреждениях: советах, коммунах, культурных центрах, организациях по оказанию помощи и поддержки семьям героев и героинь, многочисленных рабочих комитетах – во всех обсуждениях и дебатах звучит голос женщин.
Во всех областях жизни женщины сами принимают решения. Каждое организационное подразделение (комитет) Конгресса Стар занимается вопросами и проблемами, с которыми сталкиваются женщины, и являет собой организованную структуру во всех сферах жизни: политика, общество, культура, охрана окружающей среды, экономика, дипломатия, самооборона, образование, СМИ.
Есть также специальный институт для решения широкого спектра проблем, с которыми сталкиваются женщины. Называется он «Дом женщин» – Mala Jinê. «Дома женщин» отрыты во всех крупных городах Рожавы. Планируется открыть и новые. Женщины могут обращаться в «Дом женщин» по любым вопросам.
Во время сирийской революции курдские женщины стали активными участницами во всех видах революционной деятельности. После этого они сыграли ключевую роль в построении самоуправления в Джазире, Африне, Кобани, Гре Спи, Табке и Манбидже.
Конгресс Стар смог сформировать альянсы с другими женскими организациями, влияющими на общественное мнение по женской проблематике и расширение прав и возможностей женщин в политической реализации системы совместного управления на всех уровнях и во всех областях организации общества. Это значит, что в каждой администрации есть один мужчина и одна женщина, и они равны в совместной работе. 50% любых законодательных органов состоит из женщин, что обеспечивает признание гражданских прав женщин и равный статус в обществе. Эта борьба была трудной, и продолжается по сей день.
Конгресс Стар организовал обучение и образование для женщин. Он работал над расширением экономических прав и возможностей женщин в создании проектов кооперативов производства, включая сельское хозяйство, молочную промышленность, пекарни, кондитерские фабрики, швейные цеха и многое другое. Появились специальные курсы для женщин о том, как обращаться с оружием, и о тактике самообороны, чтобы женщины могли защитить себя и свои дома.
Организация стремится ликвидировать все формы неравенства в обществе, отвергает семейные отношения, основанные на собственничестве и контроле. Конгресс Стар активно борется с детскими браками.
Конгресс и по сей день ставит своей целью объедение женщин в северной Сирии. Поэтому Конгресс Стар принимает участие во всех женских инициативах и собраниях, а также ищет дипломатическое решение для выхода из сирийского кризиса.
Также существует система сопредседательства – избранными представителями всегда является и женщина, и мужчина. «Женщина чувствует свою силу и независимость, когда знает, что за ней организованная группа подруг и сестер, которые никогда не бросят в беде», — рассказывают работницы Конгресса Стар.
Система сопредседательства, обязательная квота в 50% на участие женщин в самоуправлении Рожавы, а также Женские отряды самообороны – всё это стало возможным только благодаря автономным женским формированиям, организованным женщинами и для женщин. Такие женские автономные структуры не только сделали женщин независимыми, но и дали шанс развитию более безопасного общества, которое устойчиво борется с фашистской Турцией и их прокси-силами ИГИЛ.
Помимо того, что женщины в Рожаве сами решают, как им жить, коллективный голос женщин не просто, наконец, услышан. Он объявил также о проблемах, которые ранее игнорировались. Это позволило выстроить здесь, на севере Сирии, альтернативную систему в экономике и организации общества.
«Для достижения этого всего женщинам необходимо было объединиться», — считают в Конгрессе Стар.
источник: anfrussian.com
Партия народного равенства и демократии (ПНРД) решительно осудила убийство журналистов Назима Даштана и Джихана Бильгина.…
Мы публикуем анализ, который журналист Назим Даштан, погибший в результате террористической атаки турецкого беспилотника в…
Ассоциация журналистов Dicle Fırat (DFG) выступила с заявлением об убийстве журналистов Назыма Даштана и Джихан…
С 8 декабря 2024 года репортер агентства ANHA Джихан Билгин и журналист Назым Даштан вели…
Главное командование Женских отрядов самообороны (ЖОС) сообщило, что два бойца, Арджин Марван и Зейнаб Валат,…
Женский совет Зенубии в регионе Табка обратился к населению Северной и Восточной Сирии с призывом…