Зозан Чевлик дала оценку событиям 2020 года с точки зрения женщины-партизанки в беседе с корреспондентом ANF.
— Как развивались события 2020 года с вашей точки зрения?
Как и многие прошедшие годы, 2020 был годом борьбы. Он был отмечен сопротивлением курдского национального лидера Абдуллы Оджалана, борьбой с фашистской системой в тюрьмах и многими акциями, проведенными молодыми женщинами и юношеством в Курдистане, особенно в Бакуре (Северном Курдистане), а также в Европе и по всему миру. Я отдельно приветствую эту борьбу. Партизаны одержали блестящие победы под руководством самоотверженных командиров и товарищей. Здесь я хотела бы в первую очередь вспомнить нашего товарища Зин Авесту, члена командования ССЖ-Стар, Лейлу Агири, Эйлем Дилхваз, Догу Зилан, Арьяну Баран, партизанского командира Агида Дживьяна, Касима Ангына, героев наступательной операции «Джанга Хафтанин» («Битва за Хафтанин»), так же, как и других павших смертью храбрых героев освободительного движения, и с уважением склониться перед их памятью.
Капиталистический модернизм в хаосе
2020 – год, который нужно оценить с разных точек обзора. Если мы взглянем на него с глобальной перспективы, то увидим, что в этом году случились знаменательные события. В этом году по всему миру распространился коронавирус. Эта болезнь опасна для человечества. Только лишь с точки зрения этого аспекта капиталистический модернизм находится в периоде хаоса. Силы капитала определяют политику, и потому жертвы, которые понесло человечество из-за пандемии, были особенно серьезны. Умерло бесчисленное количество людей. Без сомнений, система капиталистического модернизма является одной из причин таких потерь, и мы не можем рассматривать болезнь независимо от правящей системы. Некоторые считают ее биологическим оружием. На самом же деле, это болезнь капиталистического модернизма. Фактически, эта система в кризисе и хаосе.
Третья мировая война на Среднем Востоке
Как известно, на Среднем Востоке идет Третья мировая война. Если мы взглянем на нее с точки зрения Курдистана и Среднего Востока, мы увидим масштабы всей ситуации. Везде, особенно на Среднем Востоке, мы видим, насколько серьезен системный кризис. Почему? Мы можем четко видеть способы, которыми расистская, патриархальная система осуществляет насилие в отношении женщин, когда совершается всё больше и больше нападений, случаев притеснения, изнасилований. Сверх того, больше и больше людей по всему миру оказываются на грани голода. Безработица вышла на самый высокий уровень. В связи с этим по Турции все шире распространяются фашистская и расистская системы, как и по Среднему Востоку и всему миру. Если мы взглянем сейчас на США, то увидим взрывной рост расизма. Также мы можем прекрасно видеть эффект такой политики.
Силы гегемонии в тупике
Хотя конец года и близок, еще многие проблемы требуют решения. Если мы взглянем на турецкое государство, Сирию, Ирак и Иран, то увидим, что там не была решена ни одна из проблем. Эти государства практикуют фашистскую политику, разжигают войны на самом серьезном уровне. Эта политика проводится от Ливии до войн в Армении и Азербайджане; также не возымели решения проблемы Сирии. Несмотря на формирование нового правительства в Ираке, проблемы остаются нерешенными. В регионе преобладает политика истребления, изнасилований, фашизма и национализма. С этой точки зрения регион погружен в глубокий хаос, а силы гегемонии оказались в тупике. Вне всяких сомнений, эти силы стремятся выйти из такой тупиковой ситуации ради собственных интересов. Но многие проблемы усугубляются вместо того, чтобы решаться. От экономики до сектора здравоохранения есть множество серьезных поводов для беспокойства. Так называемые силы глобальной гегемонии не могут прийти к решению по такой болезни, как коронавирус. 2020 год, если обобщить, более чем достаточно продемонстрировал кризис капиталистического модернизма.
Год всемирного сопротивления
С другой стороны, это был также год массового антифашистского сопротивления во всем мире. В США это был год сопротивления фашизму, расизму и насилию в отношении женщин. Это был и год [сопротивления] во Франции, где рабочие стали во главе борьбы против фашизма. То же самое верно и для Среднего Востока. Сопротивление убийственной системе шло во всех частях Курдистана, особенно в Северном Курдистане.
2020 год дал нам четкое послание: народы ясно поняли, что надежды в фашистских системах нет. Это был год, когда антифашистские силы сражались на самом высоком уровне и во всех регионах – против расизма, голода, безработицы, плохого здравоохранения, нападений, изнасилований и других видов насилия в отношении женщин. В этом отношении 2020 был годом большой надежды, когда люди начали задавать вопросы и сопротивляться фашистской системе. Это был год сопротивления, которое возглавили женщины, молодежь и рабочие, борясь с системой эксплуатации. В целом, в 2020 году сопротивление было в центре [событий].
Атака на политику истребления и изоляцию
В связи с этим мы, как организация, сделали следующее заявление: чтобы расправиться с политикой истребления, практикуемой фашизмом ПСР/ПНД с 2015 года, особенно против Абдуллы Оджалана, нашего движения и нашего народа, необходимо атаковать эту политику напрямую и освободить Оджалана, потому что сегодня наша борьба за свободу подарила великую надежду всем народам региона.
Государство хочет усилить изоляцию Оджалана и уничтожить достижения курдов
В 2020 году турецкое государство продолжало следовать своей концепции истребления, начав атаковать на новом уровне. В этом году была усилена изоляция Абдуллы Оджалана, а атаки против достижений народа курдов вышли на новый уровень и в социальном плане, и в зонах, подконтрольных партизанам. Сначала они хотели добиться цели, уничтожив РПК и партизан. Сверх того, планировали стереть с лица земли сопротивление в Северном Курдистане, которое вели женщины и молодежь. Таким образом они хотели сохранить то, на чем держится фашизм. Потому, что фашистские системы видят главную угрозу в освободительной борьбе. Мы, ССЖ-Стар, понимаем эту концепцию, и поставили себе цель провалить ее. В то же самое время мы начали борьбу за прекращение изоляции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и отвращение угрозы геноцида. Мы готовились к этому подобающим образом.
— Почему женщин так усиленно атаковали в этом году?
Это важное замечание. Мы живем в 21-м веке. В 2020 году атаки на женщин были особенно серьезными, и их вынесли на повестку для обсуждения. На это нужно смотреть в контексте женской политики и того, с каким обращением сталкиваются женщины. Недостаточно больше называть систематическое насилие в отношении женщин «харассментом и изнасилованием», потому что это способы ломать женщину саму по себе. Но через женщин хотят загнать под контроль общество в целом. Это крайне важный момент. В 2020 году сопротивление женщин и молодежи вышло на первый план, особенно в Курдистане, где сопротивление женщин фашистскому режиму было сильнейшим. Так почему же режим проявляет к женщинам особое внимание? Потому, что фемицид есть средство фашистского господства.
Женщины во главе революции
Абдулла Оджалан разработал парадигму освобождения женщин, а курдская революция оказала влияние на Курдистан, Средний Восток и весь мир. Но кто ведет эту революцию? Это женщины и молодежь. В особенности курдские женщины, оказывающие ожесточенное сопротивление фашистской патриархальной системе. Сегодня новый менталитет распространяется их силами. Например, стало очевидно, что они могут защищать себя. У курдских женщин сложилась четкая позиция – не принимать фашизма, не приемля патриархальной системы, стремиться к свободе. Это показывает их силу. Сила женщин – огромная опасность для всех правящих сил, особенно для фашистского, расистского и сексистского турецкого государства. Почему? Потому, что женщины сейчас обретают силу, действуют и снова стоят во главе борьбы. Потому государство видит в них угрозу себе. Женщины единственные не ушли с улиц в 2020 году. Несмотря на все атаки турецкого государства, женщины протестовали публично. Женщины и юношество вели борьбу за демократическую жизнь, жизнь в равенстве. Они сознательно противостояли фашистскому давлению, не склоняясь, не позволяя порабощать себя и превращать в товар. Оружие порабощения – оружие государства. Это оружие было направлено против самой системы, пользуясь парадигмой женского освобождения курдского национального лидера Абдуллы Оджалана.
ССЖ-Стар требует, чтобы фашистская патриархальная система была призвана к ответу
На женщин-политиков, артисток, матерей, свободных женщин совершались серьезные нападения. Особенно это коснулось курдских женщин, а также социалисток, анархисток и феминисток. Большинство этих женщин теперь в тюрьмах. В то же самое время партизаны оказывают системе сильнейшее сопротивление под руководством ССЖ-Стар. Женщины-бойцы требуют, чтобы фашистская патриархальная система была призвана к ответу. ССЖ-Стар делится с женщинами мужеством. Этот режим обратился против женщин настолько потому, что они организуются, обретают силу и защищают себя и социум. 2020 стал годом, когда женщины показали лидерство во всех сферах.
Патриархат – проблема и мужчин, и женщин
Ещё один важный нюанс состоит в том, что женоненавистничество берет свое начало в менталитете. Эта проблема касается и мужчин, и женщин. Сегодня против женщин ведется особая война на всех уровнях. Эта война приобрела систематический характер.
Прежде всего, женщины должны объединяться, организовываться и защищать себя от фемицида. Они не должны сдаваться перед лицом фашистского менталитета. Мы должны продолжать расширять границы женского сопротивления, такого, как в 2020 году, и продолжать борьбу, пока фашизм ПСР/ПНД не будет разгромлен, чтобы построить систему свободы и равенства.
Патриархальное насилие – глубоко укоренившаяся проблема. Это способ, которым государство атакует общество и его ценности через женщин. В первую очередь каждый, будь это мужчина или женщина, должен понимать следующее: этот режим превращает женщин в товар, обращается с ними, как с вещами, эксплуатирует их труд и порабощает их тела и души.
Текущее состояние мужской идентичности порождает чудовищ
Если мы оглянемся на 2020 год, мы увидим, что уровень изнасилований и сексуального насилия в отношении женщин в Турции и Курдистане вышел на пик. Общество и все мужчины должны понимать, что это серьезная опасность. Сверх того, это крайне опасная ситуация для ценностей всего общества и нашего народа. Мужчины должны противостоять этому так же, как и женщины, понимая, что патриархат – и их проблема. Почему я так говорю? Например, двенадцатилетнего мальчика научили насиловать. Система распространяет такой менталитет. Фашизм не признает человеческих ценностей. Потому он считает, что в своих интересах можно пользоваться чем угодно. Взгляните, как формируется мужская идентичность, создавая настоящих чудовищ. Мужчины становятся бомбами замедленного действия. Их с юных лет учат домогательствам и насилию, и они претворяют это в жизнь. Каждый день в Турции случаются акты насилия. Мужчины убивают своих жен и детей. Это то, к чему фашистское государство привело мужскую индивидуальность. Например, в Батмане, городе Герджюше, 27 мужчин изнасиловали 15-летнюю девочку. Разве это не деяние чудовищ? Мужчин превратили в монстров. Разве сделает такое человек? Нет! Фашизм означает отчуждение всех ценностей – отказ от морали и совести.
Принять этот менталитет – значит стать деспотом
Даже более, чем женщины, это должны понять мужчины: почему маскулинность стала такой, что же с защитой ценностей? Возможно ли отделить этот менталитет от фашистского характера государства? Сначала это должны осознать мужчины. Это правда, что женщины защищают себя в этой ситуации и протестуют. Но мужчины должны понять, что такая маскулинность – серьезная угроза обществу. Если мы посмотрим на одну лишь Турцию, это уже станет очевидным. Принять этот менталитет – значит укорениться в деспотизме. Это сделает тираном каждого из мужчин. Только деспоты могут одобрить притеснения, насилие, изнасилования. Люди, не потерявшие своей человечности и демократичности, должны испытать шок, видя такое. Идет война, и она опасна и для женщин, и для мужчин. Потому что мужчин подталкивают к фашизму и деспотии. Вот что происходит. Мы, бойцы ССЖ-Стар, сражаемся на этой войне потому, что отвергаем рабскую систему.
Молодежь и женщины положат конец фашистскому режиму
— Как думаете, что должны делать женщины?
Конечно же, женщины не беспомощны. Женщины должны организовываться, объединяться, чтобы бороться за свою свободу. 2020 год продемонстрировал нам, что это возможно. Сила женщин и молодежи сметет этот фашистский режим. Женщины показали свою силу. Но было ли этого достаточно? Конечно, нет. Нужно больше женской борьбы, больше организации, чтобы разбить фашизм. Он представляет огромную угрозу обществу и человечеству. В этом смысле женский протест и акции должны шириться. Да, 2020 год был отмечен женской борьбой, но этого недостаточно. Каждая должна увидеть, что эта политика опасна, и начать с ней борьбу.
У государства есть очевидный план истребления
— 2020 был годом репрессий. Смогло ли турецкое государство достичь своей цели?
Как я говорила, лидер Апо находится в одиночном заключении, а наше движение подвергается атакам. Турецкое государство практикует политику истребления и отрицания. Теперь, однако, появилась новая концепция. Она внедрялась с 2015 года. В 2018 и 2019 годах были оккупированы Африн, Гре Спи и Сарекание. В Рожаве произошла женская революция, и там имел место великий момент сопротивления. Базис же концепции противника таков: сначала ликвидировать партизан в Северном Курдистане, потом полностью оккупировать зоны обороны Мидии, потом атаковать то, что построили люди в Шенгале и Махмуре. Эти действия ведутся в рамках и внутренней, и внешней политики, реализуя концепцию истребления.
Партизаны отвечают акциями борьбы
Сначала в Северном Курдистане прошли воздушные и наземные операции. Но, несмотря ни на что, операция «Молния» не принесла никаких результатов в Бакуре с самого сентября. Идея была в том, чтобы уничтожить РПК и подчинить весь народ курдов, разгромив партизан. Но то, что совершила Сема Кочер весной, было ясным ответом врагу. Мы, бойцы-партизанки ССЖ-Стар, видим в деянии нашего товарища Кочер воплощение духа сегодняшнего [сопротивления]. Акции проводились в разных районах Дерсима, Амеда, Зока, Ботана и Аманоса. Да, к концу года мы понесли некоторые потери в Бакуре. В частности, следует упомянуть нашего павшего командира Йылдыза Дерсима, так же, как и Агида Дживьяна и некоторых наших товарищей-женщин. Но партизаны ответили на эти операции чисток своими акциями. Конечно же, цель турецкого режима в том, чтобы очистить Бакур от партизан и оккупировать Южный Курдистан, используя РПК как предлог.
Планы на зону оккупации от Кандиля до Кобани, через Шенгал
Командный центр партизан планировалось уничтожить, оккупировав территории от зон обороны Мидии до Шенгала. Целью врага было оккупировать регион с помощью ДПК (Демократической партии Курдистана) этой осенью. Так враг хотел расширить свои границы и начать наступление на Кандиль. Северную Сирию планировалось оккупировать от Кобани и Дерика до Шенгала. Таким был план Турции. Потому враг осуществлял свои операции на земле и в воздушном пространстве. Как бы там ни было, если мы посмотрим на этот год в целом, турецкое государство старалось добиться осуществления этого плана всеми силами, но не достигло своей цели. Как мы все знаем, 15 июня была начата операция под наименованием «Орлиный коготь», когда были нанесены воздушные удары по Шенгалу, Махмуру, Кандилю, Асосу и Хафтанину. Потом 17 июня началась операция «Коготь тигра». В ее рамках планировалось оккупировать партизанские районы в Южном Курдистане. Для этой цели был атакован Хафтанин. Но партизаны начали наступательную операцию «Битва за Хафтанин» и оказали сопротивление врагу по всей территории зон обороны Мидии и в Северном Курдистане, нанеся тяжкий удар планам Турции. Если мы оглянемся на этот год, мы увидим, что не смогли добиться целей прекращения изоляции курдского национального лидера Абдуллы Оджалана и уничтожения турецкого фашизма. Да, «Битва за Хафтанин» сломала турецкие планы, но мы не смогли нейтрализовать их окончательно. Вторжение продолжается. Но, несмотря на все трудности, партизанское сопротивление остановило продвижение турецкого государства, и Турция не смогла реализовать свой план в этом году. Концепция фашизма ПСР/ПНД не возымела успеха. Тот факт, что мы не смогли сломать планы [врага] полностью, будет для нас предметом самокритики.
С самокритикой в новый год
— Что значит сопротивление в Хафтанине для женской военной освободительной борьбы?
Как бойцы ССЖ-Стар, мы начали этот 2020 год с серьезной самокритики. Мы вошли в новый год с большой решимостью. Как партизанки, мы участвовали в реструктуризации партизанских сил. 2020 стал годом партизанской борьбы. В частности, нужно отметить сопротивление в Хафтанине. ССЖ-Стар сыграл ведущую роль в этой войне. Женщины использовали свою силу против врага на практике, развивая товарищество, проявляя волю к свободе, пользуясь концепцией курдского национального лидера Абдуллы Оджалана. Они дали серьезный бой.
Турецкие планы сорваны под руководством женщин
— На каком уровне женщины сыграли в этом роль?
Прежде всего, на уровне военном. Женщины сыграли роль, как современные и профессиональные бойцы-партизанки, борясь с разведкой противника и технологиями. Во вторую очередь, ССЖ-Стар сыграл ведущую роль во внедрении тактик и форм современной партизанской войны в Хафтанине. Там ССЖ-Стар стал ни много, ни мало – ведущей творческой силой современных военных действий на поле боя. Мы побеждали, ведя свой образ жизни, побеждали своим товариществом, принося свои жертвы и неся в себе дух нашей партии в «Битве за Хафтанин». Под руководством женщин современные партизаны победили и нанесли поражение турецкому государству со всеми его технологиями. Успех был достигнут под руководством женщин – успех партизан, ради народа курдов и ради женщин.
Сверх упомянутого, женщины показали четкую позицию в том, что касалось партийной организации и освобождения в Хафтанине. Мы, ССЖ-Стар, должны отстаивать ценности женщин. Сопротивление, которое получило свое развитие в Хафтанине, представляет собой форму сопротивления, несущую в себе дух новой фазы. Это ССЖ-Стар сорвал планы турецкого государства в Хафтанине. С этим духом он будет и дальше противостоять фашистской системе.
Политзаключенная Вариша Муради, член Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК), 10 ноября была приговорена к…
Книга Абдуллы Оджалана Sociología de la libertad (Социология свободы: Манифест демократической цивилизации — Том III)…
Вчера, 14 ноября, в районе Бакраджу в Сулеймании были убиты две женщины своими братьями. Этот…
Шарифе Мухаммади (45 лет), известной защитнице прав женщин из города Рашт, вновь отложили судебное разбирательство.…
Завтра, 16 ноября, в Кёльне состоится важное событие в рамках кампании «Свободу Абдулле Оджалану –…
Этноконфессиональная община ярсанистов, проживающих в основном в южном и востчоном Курдистане (западном Иране и восточном…