Сражаясь в горах Загрос Курдистана, партизаны успевают посвящать себя искусству. И в этих тяжёлых условиях бойцы крепко держатся за жизнь, жизнь духовную в том числе, плоть и кровь которой – культура и искусства. Где бы в зоне обороны Медии ни находились партизаны, они успевают рисовать, писать или заниматься музыкой.
9 августа героически погиб Рызгар Орамар, отдав жизнь в сражении с турецкими военными в битве у Юксековы (Гевер) в северном Курдистане. Бок о бок с товарищем он бился до последней пули. Всего за несколько дней до этого мы встречались с ним в горах Загрос, ставшими ареной для тяжелейших боёв. В одной руке Рызгар нёс оружие, в другой багламу, струнный инструмент.
— Какой была твоя жизнь до присоединения к герилье?
— Меня зовут Рызгар Орамар. Я был рожден в деревне Орамар в Хаккари. В 1994 я присоединился к курдскому освободительному движению. Тогда в деревню время от времени приходили товарищи, состоявшие в движении, и они произвели на меня глубокое впечатление. До них мы видели только сельских стражей и солдат, носивших оружие. Они вели себя так, словно им принадлежал весь мир. У партизан оружие тоже было, но они всегда выказывали нам уважение. Через некоторое время мы переместились в центр района Гевер из-за постоянного преследования со стороны государства. И тогда мы вовлеклись в политику.
— А как ты решил присоединиться к герилье?
— На моё решение повлияли смерть моих друзей, приходивших в нашу деревню, и то ужасное положение, в которое поставили Абдуллу Оджалана, изолировав его от мира. До этого я дважды думал, не стать ли партизаном, но обстоятельства мешали. А тогда я решил реализовать задуманное. С третьей попытки мои товарищи приняли меня в свои ряды. Моя семья поддержала это решение, они патриоты. У меня четверо детей.
— Когда ты начал играть на багламе?
— С раннего детства я любил петь. Моя семья любит музыку, все мы знакомы с культурой денгбей. Многие мои старшие родственники пели национальные курдские песни. Ещё когда я был ребенком, я очень интересовался этим музыкальным инструментом, но тогда мы были так бедны, что мне не могли купить багламу. Поэтому я сам сделал себе инструмент из деревянного коробка и пытался учиться играть на нём.
У багламы особенное, большое место в моей жизни. Но с возрастом я уделял ей всё меньше времени. Присоединившись к освободительному движению, в горах Курдистана я почувствовал себя особенным образом… Это необычное чувство – ты становишься частью природы, погружаешься в гармонию с ней. Музыка стала для меня выражением гармонии герильи и нашей земли».
Под конец беседы мы попросили Рыгзара спеть для нас. Он не стал отказываться. Мы хотели бы, чтобы его голос летел от деревни к горам, от гор к городам. Голос Орамара, подхваченный горным эхом, будет жить вечно.
источник: anfrussian.com
Этноконфессиональная община ярсанистов, проживающих в основном в южном и востчоном Курдистане (западном Иране и восточном…
Турецкие войска активизировали атаки на территории Северной и Восточной Сирии, что вызвало обеспокоенность местных властей…
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…