Эрсин Челик дал интервью журналу Asian Movie Pulse. Челик приехал в Голландию, чтобы представить фильм на международном Роттердамском кинофестивале. Режиссер сказал, что в съемках, которые проходили в Рожаве, участвовали десятки учреждений и сотни людей. В создании ленты приняли участие районные советы, женские и молодежные общины, силы поддержания общественного порядка и профсоюзы гражданской обороны в Кобани.
Отметив, что историческая часть города Сур была полностью разрушена в результате нападений турецкого государства, Челик сказал: «К сожалению, пока все это происходило, мир молча наблюдал. В той же местности происходили массовые убийства, многие народы прошли через бойню, возник массовый поток беженцев. В начале фильма содержится критика молчания мировых держав в отношении свершенных преступлений».
Мы публикуем здесь выдержки из интервью, взятого Паносом Коцатанасисом:
– Г-н Челик, расскажите о ситуации в Турции на данный момент. Каковы основные требования курдов и насколько они близки к их выполнению на данный момент?
– Ситуация в Турции плохая не только для курдов, даже не только для людей, но и для всего прекрасного. Страна управляется администрацией, которая занимается преступлениями и коррупцией. У курдского народа отобрано право избирать и быть избранным. На двух последних выборах избираемых мэров арестовывают, а вместо них назначают «попечителей». Если соберется 10 человек, на них нападут сотни полицейских. Десятки тысяч курдов и диссидентов заключены в тюрьму.
С другой стороны, нападения и военные наступательные операции проводятся ежедневно с целью устранения демократического статуса, который курды приобрели в Рожаве. Альянс ПСР-ПНД угрожает Европе беженцами и меняет демографическую структуру в курдских городах, которые он сейчас оккупирует.
Требования курдов ясны: они хотят управлять собой самостоятельно, они хотят демократии. Они хотят говорить на своем родном языке и получать на нем образование. Они хотят равенства, справедливости и свободы женщин. В своей стране, разделенной на четыре части, они хотят общей демократической жизни с другими людьми и уважения к убеждениям, с которыми они живут. Они должны победить фашизм. Я вижу, что, несмотря на все препятствия, они настроены очень решительно.
– Курдский лидер Оджалан был схвачен в результате междунродного заговора в 1999 году. Что вы думаете о роли, которую сыграла в его аресте Греция?
– С 15 февраля 1999 года Оджалан является лидером народа на островной тюрьме, находящейся в изоляции, что редко встречалось в истории. Несмотря на это, он может повлиять на реальные политические события не только в Курдистане или Турции, но и на Ближнем Востоке. Он предлагает в качестве решения курдского вопроса и всех хронических проблем демократический конфедерализм, который означает меньше государства и больше демократии.
Каждый курд знает роль Греции в аресте Оджалана. Конечно, не только Греция, но и многие международные державы сыграли свою негативную роль в его аресте. Греция была известна курдам в качестве дружественной державы. Я думаю, что то, что было сделано с Оджаланом, не имело ничего общего с дружбой. Борьба народа или общества за всеобщие права, которая продолжается до сих пор, приносится в жертву интересам государств. Самая прагматичная и двуликая сила в этом – это ЕС и его институты – принимая во внимание, что ЕС может сыграть важную роль в демократическом мирном решении курдского вопроса.
– Не могли бы вы рассказать нам о коммуне Рожавы и о роли, которую она сыграла в создании этого фильма?
– Коммуна Рожавы сделала этот фильм. Коммуна, основанная в 2015 году, сделала много короткометражных и документальных фильмов и музыкальных клипов. Кроме того, она также проводиткинофестиваль. В рамках проекта «Путешествующее кино» коммуна организовала показ фильмов для деревенских детей. Коммуна оказывает материально-техническую и кадровую поддержку десяткам съемочных групп, приезжающих в Рожаву.
В создании фильма «Ji bo Azadiye», или «Финал будет захватывающим», приняла участие люди не только коммунаРожавы, но и десятки учреждений и сотни людей в Рожаве. Около 100 любителей кино, художников и работников кино добровольно работали над подготовкой и съемками в течение 6 месяцев.Например, очень большая группа, основной сферой деятельности которой не является кино, такая как районные советы, женские и молодежные общины, силы общественного порядка и безопасности и подразделения гражданской обороны в Кобани, сыгралирешающую роль в появлении этого фильма.
Я не просто режиссер. Все наши друзья несут ответственность за улучшение коллективной работы, а также за развитие курдского кино. Мы должны снимать фильмы, создавать инфраструктурные институты кино в Курдистане. Что еще более важно, мы хотим развивать художественную академию. Конечно, у нас есть проблемы коллективизма. Но мы верим в коллективную работу иобщественную жизнь и пытаемся развивать коммунализм внутри себя.
– Как вы познакомились с выжившими? Трудно ли было работать с непрофессиональными актерами?
– Я работаю журналистом в Турции, Сирии, Ираке и Курдистане более 10 лет. Когда я был репортером, снимал короткометражные и документальные фильмы. Это первый художественный фильм, который я снял. Пока шла война, я написал первые варианты сценария. У нас была дискуссия, где мы обсуждали каждый этап работы. В процессе разработки сценария мы смогли связаться с 4 выжившими. Мы провели много времени с ними и записали все наши беседы. Одна из наиболее важных причин, почему мы выбрали эту историю, заключалась в том, что дневник был написан в Суре. Во-вторых, почти 300 человек были сожжены заживо в подвалах зданий в Джизре, и эти события транслировались в прямом эфире по телевизору. Целая история была разрушена в Суре. И пока все это происходило, мир молча смотрел на эти ужасы. В том же регионе произошли массовые убийства много лет назад, массовая миграция. Таким образом, наш фильм также сожержит критику молчания мировых держав.
С неподготовленными актерами всегда сложно работать. Но в данном случае было бы намного сложнее работать с профессионалами. Два человека, которые участвовали в сопротивлении Сура (Хаки и Пират Шерван), сыграли самих себя. Большинство других актеров были молодые люди, которые участвовали в войне против ИГИЛ или выросли на войне.Естественно, они не были актерами, но у них были реальные чувства и реальный опыт. Поэтому я пытался заставить их быть самими собой, вести себя естественно. Я думаю, что, если бы мы работали с подготовленными актерами, фильм не имел бы нынешнего успеха.
– Большинство героев фильма очень смелые и готовы к самопожертвованию. Где они находят эту силу? И почему вы думаете, что были и те, кто не мог справиться с этим и в конечном итоге предал своих товарищей?
– Мы как раз стремимся понять истоки мужества и жертвенности, о которых вы говорите.Ясно, что никто из них не был человеком, влюбленным в смерть. Хотя они знали, что им осталось недолго жить, они умирали с улыбкой на устах. Например, Чиягер Хеви, командир сопротивления, отвечает некоторым бойцам, настойчиво спрашивающим: «Что нам делать? Что будет?» Он отвечал: «Конец будет впечатляющим». Как человек может сказать такую вещь, зная, что он может быть разорван на тысячи кусочков в любой момент? «Конец» здесь не в том, что там идет война, а в том, что касается целей, придающих им эту смелость. У них нет ни грамма сомнений относительно их цели. Если есть смелость, то, конечно, есть и страх. Но человек с чувством свободы может решить, как и когда умереть, а также решить, как жить. Это то, что забыто в современном мире. Например, некоторые воины теряют один глаз во время войны или другой орган своего тела. Несмотря на физическую боль, они могут смеяться над своими ранениями.
– Какова ситуация с курдским кинематографом на данный момент?
– Она подобна положению курдов. Конечно, снимаются фильмы, но в нашей стране есть либо фашизм, либо война. Поэтому сделать фильм сложно, но еще сложнее показать этот фильм и поделиться им с обществом. Есть фильмы, сделанные курдской диаспорой. Мы можем говорить о курдских режиссёрах в Европе. Мы думаем, что курдское кино может показать важные произведения искусства в аспекте художественного кино, который включает в себя документальную эстетику. Это одна из наших особенностей. Курдское кино, пока оно является частью курдской социальной оппозиции, — борьба, в ходе которой создаются очень важные произведения искусства. Поскольку в нашей стране существует диктатура, с одной стороны, а с другой – демократическая освободительная борьба женщин, курдское кино должно питаться и вдохновляться этой борьбой. Истории о беженцах – это факт, но я думаю, что возвращение курдов, которые стали беженцами, в свою страну, несмотря ни на что, является еще более важной проблемой.Курдское кино должно исследовать политико-военно-культурное лидерство курдских женщин и формировать их основной тип или характер. Если мы этого не сделаем, было бы трудно говорить о курдском кино как таковом.
На днях вышел новый номер курдского журнала «Легерин». Выпуск №15 называется «Молодежь защищает природу». Редакторы…
В рамках серии мероприятий, организуемых на северо-востоке Сирии по случаю приближающегося Международного дня борьбы за…
Адле Самур (64 года), задержанная вместе со своим мужем Мехметом Самуром во время обыска 2…
Муниципалитеты Турции, которыми управляет Партия народного равенства и демократии (ПНРД), объявили войну насилию против женщин.…
Реакции на смертный приговор, вынесенный Варише Муради, политзаключенной представительнице Ассоциации свободных женщин Восточного Курдистана (АСЖВК),…
Махла Дарьяи, предпочитающая использовать имя Аху, стала известна благодаря своему протесту против требований режима, когда…