Хозан Мизгин родилась в 1962 году в деревне Билейдер в Батмане. Незадолго до переворота 1980 года она присоединилась к борьбе за свободу Курдистана. В то время, когда в Батмане действовали сильные профсоюзы и движения, РПК завоевывала признание. Мазлум Доган, один из основателей РПК в то время, ходил из дома в дом в Батмане, чтобы пропагандировать РПК. Хозан Мизгин также присоединилась к РПК вместе с группой молодых людей в Батмане. Таким образом, она стала первой женщиной в Батмане, вступившей в ряды РПК.
Хозан Мизгин отправилась в лагерь Бекаа, чтобы пройти идеологическую подготовку в Движении апочистов. После завершения идеологической подготовки РПК она вместе с Хозан Сефкан отправилась из Бекаа в Европу для организации курдской культурной и художественной деятельности в Европе. Вместе с Хозаном Сефканом они заложили основы «Huner-Kom» и «Koma Berxwedan».
Вскоре после того, как Хозан Мизгин начала свою культурную и художественную деятельность в Европе, она не только продвинула революционное и национальное искусство Курдистана с помощью своих групп, но и создала множество бессмертных произведений, таких как «Çemê Hêzil», «Lo Hevalo» и «Gundîno Hawar». Эти художественные произведения Хозана Мизгина и создание музыкальных групп стали одним из материалов, поднявших пропаганду революции. Её песни были запрещены в Турции, так как они были исполнены на курдском языке и посвящены революции. Однако люди тайно слушали запрещенные кассеты Хозана Мизгина.
После успешной работы в области культуры и искусства Хозан Мизгин вернулась в горы Курдистана. Сначала в качестве провинциального командира она переехала в Мардин, а затем, в силу необходимости, в район Гарзан. Хозан Мизгин, первая женщина-командир провинции Гарзан, продвигала свою работу по ведению пропаганды, а также осуществляла военные действия в Гарзане.
Чтобы достучаться до женщин Гарзана, она часто носила паранджу, как и они, и проводила организационные мероприятия.
Известная как женщина-командир и революционный художник Хозан Мизгин стала объектом нападок со стороны турецких оккупантов и его странников. 11 мая 1992 года, когда она собиралась выехать из Гарзана в Тетван с миссией, ее дом был окружен турецкими властями. Чтобы не попасть в руки турецких властей, Хозан Мизгин погибла с оружием в руках, не желая сдаваться.
Лидер Абдулла Оджалан: «Она была женщиной, достойной РПК»
Курдский национальный лидер Абдулла Оджалан дал следующую оценку личности и позиции Хозан Мизгин: «Она была женщиной, созданной РПК. Она была другом, присоединившимся к нам в юном возрасте. Она была женщиной, достойной РПК. У нее никогда не было дилеммы, сражаться ли в рядах РПК».
Али Хайдар Кайтан: Она была представительницей самого болезненного периода в истории курдских женщин
Член Исполнительного совета АОК Али Хайдар Кайтан, познакомившийся с Хозан Мизгин в 1981 году, следующим образом оценивает три личности Мизгин — «женщина, художник и революционерка»: «Мизгин была прежде всего женщиной, революционеркой и художницей. Она была представительницей самого болезненного периода в истории курдских женщин. Ее также можно назвать мудрецом страдания. Она представляла страдания курдских женщин, гнет и преследования, которым они подвергались, а также их верность собственным ценностям, преданность своему полу и обществу в очень сильной форме. Она была прежде всего женщиной- революционером, художником, партийным бойцом и партизаном. В своей личности она воплотила все три эти характеристики. Это значит, что она была полноценной личностью в своей реальности. Некоторые люди могут с легкостью сказать следующее: Революция, искусство и партизанство — это разные вещи. Основа партизанства — горы, а основа искусства — город. Друг Мизгин действительно показал, что такой подход не верен на его собственной художественной почве. Он интересовался всеми сферами борьбы и работал во всех областях. У каждого революционера должна быть художественная сторона. В революции артистизм — это стиль. В революции без артистизма признаки жизни очень слабы. В этом отношении Мизгин — одна из самых восторженных и ярких уважаемых фигур нашей борьбы с ее революционным стилем художника. Она была образцовой художницей, воплотившей в своей личности свободную женщину, революционность и артистизм».
Прошло 32 года с тех пор, как Хозан Серхат вспоминал ее как «Мизгин имеющие хорошую репутацию», и 32 года с тех пор, как Хозан Мизгин, обладательница голоса, который, как тонкий упрек, раздавался на вершинах гор. Композиции Мизгина по-прежнему остаются колыбельной для курдских детей в колыбели и криком свободы для девушек.